новости космоса
8176 15
17 февраля 2015 08:54:18

Европейцы сводят с орбиты свой последний космический грузовик серии ATV

Европейское космическое агентство (ESA) заявило в воскресенье, что оно свело с орбиты и сожгло в плотных слоях атмосферы свой последний грузовой космический корабль, предназначенный для доставки припасов и оборудования на Международную космическую станцию, успешно завершив таким образом это семилетнее предприятие.

Последний из пяти автоматизированных космических грузовиков, которые ESA обещало предоставить для возглавляемого американцами проекта МКС, получивший название «Жорж Леметр», сгорел при погружении в земную атмосферу, сказали представители агентства.

Космический корабль отделился от МКС в субботу, завершив свою миссию длиной в 6 месяцев по доставке воды, пищи и прочих жизненно важных грузов экипажу станции.

Европейские космические грузовики Automated Transfer Vehicles (ATVs), которые составляли примерно 11 метров в длину и весили при запуске около 20 тонн, позволили ESA испытать в действии ряд инновационных технологий.

После запуска в космос на борту ракеты Ariane 5, производимого всегда с площадки европейского космодрома Куру, Французская Гвиана, капсула продолжала свой путь к МКС, используя навигацию по свету звезд, и пристыковывалась к станции автоматически.

На протяжении всего времени пребывания капсулы ATV на МКС эти космические аппараты использовались в качестве складов и жилых отсеков, а их бортовые двигатели малой тяги позволяли корректировать высоту нахождения МКС над поверхностью Земли — что периодически приходится делать, поскольку станция находится на довольно низкой орбите и пребывает в постоянном контакте с некоторым количеством тормозящих её движение молекул земной атмосферы.

В свое последнее путешествие после окончания миссии капсулы серии ATV отправлялись наполненные бытовыми отходами и прочим мусором.


(Добавил: Hot Temp)

комментарии
1
ptuf109 · 17-02-2015

Шустрые! Несгоревшие в плотных слоях атмосферы фрагменты европейского грузового корабля ATV-5 "Жорж Леметр", отстыковавшегося накануне от Международной космической станции, затонули в Тихом океане ещё 15 февраля. Мало того что опоздали на 2 дня так ещё и наврали до кучи! Сегодня к МКС полетит "Прогресс", запуск в14:00 по Москве.Вот о чём писать надо было(а не позавчерашние новости в искажённом виде)

2
YOV292 · 17-02-2015

свели и выжгли ..прощай бородавка

3
YOV292 · 17-02-2015

особый цынизм красиво назвать расходный материал!

4
dilettant163 · 17-02-2015

Помниться европейцы обещали видео сделать, как ATV при входе в плотные слои атмосфЭры разрушаться будет. Чёй-то про видео ничего не слыхать, передумали видать в ЭКА.

5
DimitriyP165 · 17-02-2015

Зато как звучит: "Шок! Европейские учёные сожгли Жоржа Леметра!"
А ещё Верна, Кеплера, Амальди и Эйнштейна!

ЗЫ: О господи, они убили Кенни!... =)

6
Dafh122 · 18-02-2015

На сколько мне известно, не европейского космодрома Куру, а все же французского. Не такой у них прям общак полный.

7
Inoletyanin9 · 18-02-2015

Для меня всегда странно было это сжигание КА?
Понятно, что они низко болтаются над Землёй, нужно не мало горючки, чтобы их повыше забросить. Но всё же, каждый килограмм такого КА стоит массу вложенных усилий и бабла. И потом, ведь это история, да в конце концов возможные запчасти, материал.
Неужели не возможно, или экономически уж слишком разорительно, запускаять отработанные КА на какую нибудь орбиту, своего рода склад-музей? А в идеале вообще приЛунять?
Может кто "лопатил" эту тему?

8
DimitriyP165 · 18-02-2015

Да тут и лопатить не обязательно, чтоб понять что идея с продлением службы «грузовиков» ни разу не рентабельна.

Что есть космический «грузовик», вроде того же АТV? По сути - жестяная бочка, к которой с одного конца присобачен двигатель, а с другого стыковочный узел. Плюс кое-какая электронная начинка по минимуму. И всё.
И что со всем этим барахлом делать на земле? Чёрт, да после спуска цена «запчастей», снятых с такого аппарата будет стоить столько, что дешевле наштамповать пару дюжин новых!
Да и масса потребного для спуска топлива, двигателей, теплозащиты, парашютов ect. снизит полезную нагрузку «грузовика» процентов на 10% (это как минимум, а то может и вдвое упадёт). А это один-два не дешёвых пуска в год. Опять же как минимум. А ещё стоимость доставки приземлившейся капсулы «на космодром», её диагностики после приземления, и т.д. Дорого…

Да к тому же: вот что, кроме как пустить на запчасти, можно сделать с отработанными «грузовиками»?
Закинуть повыше, чтоб попутно выполняли научную миссию? Не канает, ибо во-первых научные приборы это дополнительный вес, который снижает массу доставляемых на МКС макарон и подштанников. Во-вторых любая научая миссия это тоже не навсегда. А когда у него закончатся ресурсы для её продолжения? Электричество, топливо, высота? Это ж надо будет посылать «грузовик» к «грузовику», с целью продлить его научный потенциал. А что тогда делать со вторым? Тоже переоборудовать под колхозные нужды? Тогда лет через 10 технической мощИ всея Земли не хватит, чтоб обеспечивать работу получившейся группировки спутников, к тому же увеличивающейся в геометрической прогрессии.
Да и не факт, что параметры орбиты, необходимые для научных работ, совпадут с уже имеющимися.

Оставлять на орбите просто так, типа музей тоже не вариант. Его даже космонавты посетить не смогут. Да и корабли все сплошь однотипные. Смысл?

Да и удаление всякого отработанного материала с МКС никто не отменял. Надо же космонавтам куда-то свои какашки выкидывать! На земле и своего гм… удобрения… хватает, орбитальное без нужности. Стало быть спалить его в атмосфере – лучший вариант. И полезно, и красиво, и желание на "падающую звёздочку" загадать можно!
Как то так…

9
YOV292 · 18-02-2015

Inoletyanin4/ DimitriyP28..куда-то свои какашки выкидывать-основное ! а на счет специально зарезервированного "эшелона"-орбита кладбище есть и такая ,/ савсем недавно терли!

10
DimitriyP165 · 18-02-2015

Эт понятно. Но зачем на кладбище грузовики закидывать?

11
YOV292 · 18-02-2015

те я о кака... суть закон сохранения масса вещества, только переходит из одного состояния в другое, но ее кол-во не меняется - сколько один привез, столько другой увез "переработаного"

12
YOV292 · 18-02-2015

DimitriyP28 вот тут я то с вами какраз согласен! это я Inoletyanin4 адресовал!

13
Bamper137 · 18-02-2015

Dafh - Гвиана хоть и французская, а космодром в Куру все же "Ековский".

14
Inoletyanin9 · 19-02-2015

DimitriyP28, речи о приземлении я вообще не поднимал, это конечно же бессмыслено.
Насчёт однотипных... В совдеповские времена сколько выпускалось однотипных ламповых гаджетов (хотя строители коммунизма и не знали такого слова)? А сейчас это раритет, можно в музей их.
Идея в том, что эти КА без конечно же всякого накопленного гуавна (которое надо обратно на Землю конечно же), закинуть повыше, чтобы долго болтались не падая на Землю, или их приЛунить. Ну типа иметь некие космобуксиры и отбуксовывать отработавшие своё КА в тихую гавань, в точнку гравитационного равновесия например между Землёй и Луной.
Да, это некие расходы, но всё же?

15
DimitriyP165 · 19-02-2015

Inoletuanin. Дак а смысл всех этих телодвижений с буксировкой/прилунением какой? Сохранить для потомков? А им во-первых зачем весь этот устаревший космический мусор, да ещё в космосе, где от него проку ноль?
Для таких целей (если уж сильно припёрло) обычно создаётся один рабочий аппарат, снимаются копии с документации после чего всё это отправляется на хранение в соответствующий музЭй на вечное хранение. И вот с этого уже можно получить пользу: во-первых, всё железо доступно здесь и сейчас и его можно потрогать и изучить не летя перед этим за тыщу вёрст в открытый космос; во-вторых, всё сохраняется в первозданном, нетронутом виде, что важно, ибо некоторыеузлы КА одноразовые и отработав своё могут выбрасываться в космос, либо наличествуют, но совсем не в том виде, в каком их поставили на заводе; ну и в-третьих и главных, обычный земной музей позволяет сохранить образцы аппаратов, улетающих к другим планетам. А их вернуть к Земле явно не вариант, зато информация об их устройстве, оборудовании и пр. в разы важнее, нежели отработавший своё грузовик.

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!