Новости космоса
ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Новые астрофото

1529

1863

2496
Смотреть все астрофото
Реклама на сайте
Astrolab.ru
AstroZona.ru
Новое видео космоса
NASA на Сатурне: Кассини 20.05.2017 6858 7
11 лет полета Кассини к Сатурну (Фото подборка) 19.05.2017 6937 5
Съемка таинственных голубых и красных вспышек в атмосфере Земли с борта МКС 10.02.2017 10839 7
Новое цветное видео «посадки» на поверхность Плутона от НАСА 22.01.2017 12693 7
Спуск Скиапарелли на Марс в реальном времени 27.10.2016 18202 7
Смотреть все видео космоса
События дня
Все события дня
Новые статьи
Планета 9: происхождение и основные параметры 17.08.2016 17969 7
Планета 9: возникновение гипотезы и альтернативные сценарии 17.08.2016 15790 8
«Марс 2020: Новый марсианский ровер НАСА» 14.08.2016 14946 8
Миссия «Юнона»: Часть II. Оснащение аппарата 19.07.2016 13636 5
Миссия «Юнона»: Часть I. Цели и задачи 18.07.2016 14066 5




Новости космоса  »  Общение  »  Космические аппараты, зонды, полеты

Перспективность использования дистанционно управляемых систем для осуществления ВКД.

Комментарии

Для автоматизации и роботизации ВКД, КА должны ИЗНАЧАЛЬНО конструироваться под эту задачу, так гораздо проще, не нужно создавать универсальный робот-техник/ремонтник, при данном подходе к проблеме и самой проблемы не будет, как-то так.
Человеку останется лишь в самом крайнем случае совершать героические выходы, для каких-то совсем специфических задач или по причине ЧС, поскольку как не страхуйся, а всего предусмотреть нереально.


23-05-2017 Оценка:   +5

Dilettant. Спору нет, аппарат изначально сконструированный для обслуживания "искусственными руками" и обслуживаить оператором через робота проще. Но, как мне кажется, и большинство "повседневных" задач можно было бы осуществить при помощи дистанционного обслуживаниия.
В жизни не поверю, что при помощи грамотно сконструированного "аватара" прикрутить какую-нибудь солнечную батарею или заменить "сдохший" блок будет сильно сложнее, чем своими руками будучи в скафандре.


23-05-2017 Оценка:   +5

Ну собственно на МКС "аватар" имеется, только он один и не везде дотягивается. :-)
Можно конечно соорудить "катер-ремонтник", оборудованный несколькими манипуляторы, управлять катером можно будет дистанционно с борта МКС, а космонавтам выходить за борт только в особо крайних случаях. По любому, "лампочку выкрутить/вкрутить" должон робот, и нефиг электрика по таким пустякам беспокоить.


23-05-2017 Оценка:   +5

Dilettant. Да даже катер-ремонтник не обязателен (хотя, конечно, было бы круто) - вполне достаточно нескольких рук-манипуляторов, способных перемещаться снаружи по неким направляющим вдоль всего корабля/станции и дотягиваться до большинства (в идеале до всех) его "закоулков".

Собссснно я для того тут эту тему поднял, чтобы попытаться понять: почему такое вроде бы простое и логичное решение до сих пор не реализовано?
Может есть какой-то подвох: типа трудности, которые так сходу не видны или, там, коварный заговор противников космонавтики?


23-05-2017 Оценка:   +5

Трудность тут только одна - изначально такая возможность не рассматривалась. Вот взять небоскрёбы, например, сплошное остекление, следить за внешним видом ой как нелегко, привлекать альпинистов, а кто тогда эвересты покорять будет? Нашли простой и изящный способ, смонтировали на крыше систему с пересекающимися по периметру строительными люльками, но крышу для этого проектировали сразу, а не пытались "изобрести велосипед". С М К С проблема анологичная, в чём-то МКС мне напоминает "зимовье зверей", когда каждый строит себе квартиру сам, но в общем доме, в целом получается вроде ничего, но со временем начинаешь понимать, что договариваться надо было ещё на стадии эскиза проекта, а не тогда, когда уже отрыт котлован и залит фундамент, да ещё к тому же "гранаты не той системы" (тут должен быть зачёркнутый текст), соединительные гайки разной размерности оказались.


23-05-2017 Оценка:   +5

Следует читать "перемещающимися", а не то что эта бредовая программа автоподменила.


23-05-2017 Оценка:   +5

Dilettant. Логично.
Хотя, по моему, за время эксплуатации МИРа могли бы додуматься до этой простой идеи и "обкатать" её. Хотя бы в качестве эксперимента...

Хм... Интересно, в новых станция чего-нибудь такое реализуют?

И такой ещё "вопрос знатокам": а если "запилить" совсем автономный аппарат "на верёвочке" - то есть энергия, управление и т.п. поступает в него по некоему кабелю, одновременно являющемуся страховочным фалом - сильно бы это мешало такому аппарату маневрировать. В смысле, понятно что мешало бы, но как? Он был бы практически неуправляем, или всё же на уровне "с пивом потянет"?


23-05-2017 Оценка:   +5

DimitriyP: "...почему такое вроде бы простое и логичное решение до сих пор не реализовано?"
Дима, простым оно только кажется. В реальности все на порядке сложнее. Вот Вам простой пример. На нашем сегменте МКС-а вскорости (сроки не знаю) тоже будут менять одну фиговину, приемник. Старый надо вынуть (отстыковав все крепежи, кабели и тепловую изоляцию), на его место воткнуть новый и все операции провести в обратном порядке. Казалось-бы, ну чего проще? Просто это кажется потому, что я так просто описал :-) На самом деле, там столько "мелких деталей", которые надо учитывать (а процентов 80 этих деталей - человеческий фактор), что ни один из ныне существующих роботов с этим не справится. Это вопрос будущего, к сожалению. Отстыковать и вынуть, некий современный робот еще сможет (с некоторой натяжкой). В вот вставить и пристыковать - ни за что! Стыковка кабелей там - это не вилку в розетку вставить. Там есть кабелюки, стыковка которых процесс тонкий и прецизионный, на Земле и то с трудом выполняется, а уж там! Короче, 100%-ой гарантии успеха нет.
.....
Для реализации Вашей идеи нужно, чтобы КА делались изначально по типу конструктора Лего, и к этому постепенно приходят, как у нас, так и у них.
Также есть и энтузиасты "нанороботов" для ремонта КА. Я одного такого знаю в нашей отрасли. Но до первого "Р-2" еще далеко, как пешком до Луны. Вы прям как Циолковский, провидец :-)


24-05-2017 Оценка:   +5

Ottzi. Робот, понятно, нИАсилит, согласен. Но речь то не о роботах. Речь о некоем устройстве на дистанционном управлении живым оператором. О некоем "аватаре".
Совремнные технологии (да и более древние) вполне позволяют оператору видеть то, что видит машина. То же самое с управлением - передать движения оператора на манипуляторы тоже давно умеют.
Более того, манипуляторы "гибче" человеческих рук, их может быть больше, а машиной может управлять более одного оператора - можно работать в четыре руки. Или даже в шесть!
Как то так.


24-05-2017 Оценка:   +5

Dimitriy: "...передать движения оператора на манипуляторы тоже давно умеют..."
Это так. Но умеют делать на Земле, когда оператор сидит в комфортных условиях в 1g. В космосе 0g. Это один аспект. Другой - вакуум. Там материалы (и особенно трущиеся пары) ведут себя совсем иначе. Плюс освещение. Понадобится еще одна рука, которая будет "таскать" лампу :-), которую не всегда можно подсунуть в нужное место. Короче, трудностей тьма, но - проблема решаема. И ее рано или поздно решат. А с другой стороны, выходить в космос опасно (поэтому и возникла у Вас эта идея) - но ведь тянет! Человек дюже любопытен и опасности ему не преграда.
"Тщетны россам все препоны!"(С) :-)


24-05-2017 Оценка:   +5

Otzzi. Последний аргумент "...но ведь тянет! Человек дюже любопытен и опасности ему не преграда." объясняет практически всё!)))

А, кроме того, я тут подумал: комос - он же как ни крути на 90% военный - что у нас, что "у них". А военные - любые - люди сугубо прагматичные и функционируют по принципу "два солдата из стройбата заменяют экскаватор" - ну и зачем при таких делах изобретать какие то там манипуляторы?)))

А если серьезно: Оператору на Земле комфортнее - спору нет. Ну так что мешает ремонтировать/обслуживать станции с Земли? Марсоходом вон рулят, а уж тут то!
Оператору в невесомости не комфортно - возможно (хотя, думаю, они там на борту уже привыкли). Ну так им что в МКС не удобно "на стуле сидя", что снаружи в скафандре вися над планетой.
Та же штука и с освещением: космонавту в скафандре так же хреново видно на ночной стороне без подсветки. С другой стороны камеры могут иметь разную степень светочувствительности, подстраиваться под освещённосиь, что в сочетании с фонарями подсветки делает объекты более различимыми.
Короче, было бы желание - но его почему то нету.


24-05-2017 Оценка:   +5

Димитрий, Вы не правы! Желания выше крыши, но есть ряд факторов этим желаниям зело мешающих. Первый и самый главный - недостаток информации по конструктиву КА у энтузиастов, второй, не менее важный фактор, время "жизни" КА, пока энтузиасты придумают робота для обслуживания КА, у того (КА) уже срок эксплуатации вышел, а для нового КА, даже из той же серии, нужен уже несколько отличающийся робот-ремонтник.
Выход один - надо объединять усилия, что равнозначно кардинальной перестройке всего технологического процесса, а это долго, муторно и надо только энтузиастам. Пичалька.


24-05-2017 Оценка:   +5

Delittant. Имею возразить!
С момента изобретения скафандра для ВКД и собственно использования этой самой ВКД для обслуживания КА в устройстве как скафандров, так и человеческой анатомии принципиально не изменилось: те же два глаза смотрят как две руки - по пять пальцев на каждой - выполняют сильно разнообразные работы. Менялись поиспособления при помощи которых эти работы могли производиться - "калибр" гаечного ключа, длинна отвёртки и всё такое прочее, но суть осталаь та же.
Стало быть для обслуживания КА достаточно иметь (упрощённо) аналоги рук и глаз. Всё!

А по поводу обслужива "короткоживущих" КА - согласен, идея не выгодная. Но я её рассматриваю в приложении к долговременным станциям - МИР, МКС и т.п. или (в перспективе) к пилотируемым кораблям, соверщающим долгие полёты - Марсианская экспедиция и т.п.


24-05-2017 Оценка:   +5

Димитрий, почему кузова легковых автомобилей разных производителей становятся всё более похожи внешне? Ответ прост до безобразия - роботизация процесса сборки кузова.
Наши движки к американским ракетам просто так не присобачишь, дорабатывать приходится, сказывается отсутствие унификации, ну и пошло-поехало: секретность, коммерческая составляющая и пр.
Как при таких условиях создавать роботизировано-автоматизированную обслугу? Одна коммерческая составляющая напрочь отобьёт охоту этим заниматься.
Простенький пример из экономики: рентабельность автозавода находится на уровне 100-150 тысяч автомобилей в год (не отдельной модели, а всей линейки продукции), при этом рентабельность производства глушителей - 450 тысяч в год. Вопрос: что выгоднее для автозавода, производить глушители самому или заказывать на стороне?
Вот и с роботизацией ВКД та же "петрушка", создать нечто универсальное практически невыполнимо из-за малого объёма производства и практически полного отсутствия унификации КА.
Да случись что на орбите, послать спасателей и пристыковаться к терпящему бедствие КА удастся далеко не всегда. Собственно и с подводными аппаратами дела обстоят ненамного лучше.
Ждём времена, когда будет так, одна планета - одно государство. Единому государству ни воевать с собой не надо, ни секреты от самого себя не нужны.
Миру - мир! Землянам - Луна, Марс, далее везде!


24-05-2017 Оценка:   +5

Dilettant. Унификация и "принцип лего" - дело хорошее и правильное, спору нет. Но она более важна именно для роботов, т.е. для автономных машин, которые сами собирают информацию извне, сами принмают решения, сами действуют.

Для машины же целиком и полностью (ну, может на 90%) управляемой человеком унификация не столь важна (хотя, безусловно, лучше с ней, чем без ннеё).
Сидит себе космонавт-оператор в станции, в монитор (или 3д очки какие-нибудь - это уже детали) видит что там отремонтировать надо, прикрепить или наоборот - и своими руками командует манипуляторам что и как делать, а они только повторяют. То есть в данном случае это не робот, а, скорее, "рабочий инструмент", вроде шуруповёрта или, там, пассатижей, только дистанционно управляемых.

Примерно как управление роботами-сапёрами, марсоходм и т.п. У них от собственно "роботов" - одно название, но что-то там своё они таки делают.


24-05-2017 Оценка:   +5

А вот робот-сапёр не самый удачный пример, там специализация тоже ой какая разная! Тот робот, что применяют для разминирования проходов или площадей (обобщённое понятие), ни в жисть не справится с разминированием мусорного бака. Есть предложение, выпускать КА в комплекте с роботом-ремонтником (при неоходимости), это будет первый этап на пути автоматизации и роботизации ВКД.


24-05-2017 Оценка:   +5

Во чего нашёл на просторах интернетов:

"Первые опытные экземпляры роботов, предназначенных для работы за бортом Международной космической станции, будут представлены разработчиками из Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) уже к 2019 году, а к 2021 Роскосмос планирует отправить их на МКС для работы, — сообщают «Известия» со ссылкой на пресс-службу ЦНИИ РТК.

Роботы будут управляться дистанционно, поэтому их использование поможет облегчить задачи, стоящие перед космонавтами в открытом космосе.

По словам представителя ЦНИИ РТК, сейчас специалисты заняты подготовкой проектной документации, до конца года планируется всё закончить, а уже в 2018 году приступить к созданию опытных образцов. К 2020 году разработчики планируют начать комплексные испытания.

Роботы смогут перемещать, закреплять и производить захват груза и оборудования снаружи МКС и на космических аппаратах. Манипуляторы планируют оснастить электрическими разъёмами, с помощью которых роботы смогут подзаряжаться. Ещё одна особенность роботов — модульная конструкция, которая позволит быстро заменять вышедшие из строя комплектующие прямо в космосе."


26-05-2017 Оценка:   +5

Димитрий, опередил таки!


27-05-2017 Оценка:   +5

Dilettant. Кого? "РосКосмос" в идее использования дистанционно управляемых аппаротов для работы за бортом?))) Ну, это не сложно было!)))


27-05-2017 Оценка:   +5

Я о копипасте в комменте выше, видел эту новость на "ленте", но как-то "руки не доходили", а проверив тему в "общалке" увидел, что сильно опоздал, Димитрий уже поделился. :-(


30-05-2017 Оценка:   +5

Добавить свой отзыв

Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

НОВОСТИ КОСМОСА АСТРОФОТО ВИДЕО КОСМОСА СТАТЬИ ОБЩЕНИЕ АРХИВ СОБЫТИЯ ДНЯ ИНФОРМЕР КОНТАКТЫ