Вроде стеклопластик. Ткань с клеем слоями.
Керамика мне кажется тяжелый материал, да и от вибрации может полопаться или треснуть.
Ну и до кучи: понятно, что чем больше температура в камере сгорания, тем больше СКОРОСТЬ выхлопа и тяга ракетного двигателя, особенно это важно на старте.
Температура сгорания топлива в кислороде может быть и 10000 гр.С, но самый тугоплавкий металл, вольфрам, плавится при ~3420 гр.С, что ставит предел температуре. Поэтому для изготовления камеры сгорания применяется смесь вольфрама и серебра. Серебро ИСПАРЯЕТСЯ при температуре ~2860 гр.С и за счёт теплоты испарения не даёт перегреваться вольфраму, который обеспечивает механическую прочность. Конечно такая камера одноразовый вариант, но зато обеспечивает максимально возможную тягу.
Одна надежда на доведение "до ума" детонационной разновидности ЖРД, или ждём пресловутого скачка технологий.
dilettant, пока не уничтожена систему "откатов" и воровства (ведь даже в космической отрасли) до ума довести ничего не удастся. :-(
(Когда увидел платку из чёрного ящика сбитого СУ, мне поплохело от стыда, даже сейчас передёрнуло.)
У нас на фирме, в 70-е годы, пытались разрабатывать разгонник на фторе. Удельный импульс движка на фторе выше чем на кислороде.
Но больно уж опасная эта штука фтор - в его среде горит всё (или почти все). Баки и трубопроводы изнутри были покрыты свинцом. Для фтора он как алюминий для кислорода - образует прочную оксидную пленку. Но если хоть маленькая брешь в покрытии - кранты.
Проект в итоге закрыли, слишком высокая была аварийность при отработке.
Нужна космическая верфь на орбите Луны или на самой Луне, промпроизводство тоже должно распологаться рядом, там можно строить межпланетные корабли с движками вредными для земной экологии. Придётся правда притаранить туда несколько металлических астероидов, чтоб было из чего строить.
Для каботажного транспорта придётся оставить только "чистые" технологии, никуда не денешься.
dilettant, в Нф-литературе все эти варианты давно детально проработаны - бери не хочу!