"проблема с вибрациями двигателя Raptor на частоте 600 Гц"
А что я говорил? Конструктивно Раптор склонен к автоколебаниям.
.
А что так мало обещает - всего 100 пассажиров? Сразу уж тыщу бы обещал. Бумага все стерпит. Хомячки все проглотят.
Аппарат Starhopper фирмы SpaceX совершит первый прыжок без привязи, говорит Маск
Компания SpaceX готовится «спустить с поводка» свой аппарат Starhopper.
Аппарат Starhopper («Звездный прыгун»), являющийся прототипом будущего космического корабля Starship («Звездолет»), предназначенного для колонизации Марса, выполнил до настоящего времени два коротких пробных прыжка. Оба испытания состоялись в начале апреля на полигоне компании SpaceX в Бока Чика близ г. Браунсвилл (Техас), и оба были проведены с использованием страховочного троса, который удерживал аппарат Starhopper на очень небольшой высоте над землей.
Авиакосмическая фирма долго откладывала следующий этап испытаний – предполагающий свободный полет аппарата Starhopper без привязи – по-видимому, в связи с проблемой, возникшей с мощным двигателем нового поколения под названием Raptor, которым оснащен этот аппарат. Однако теперь, кажется, эта проблема решена, судя по сообщению в Твиттере, опубликованному на минувших выходных основателем и исполнительным директором фирмы Илоном Маском.
«Впечатляющий прогресс в Бока Чика! Hopper почти готов к полету! Судя по результатам вчерашних испытаний, проблема с вибрациями двигателя Raptor на частоте 600 Гц решена», - написал Маск рано утром в воскресенье, 7 июля.
В другом твите, опубликованном несколько позднее в воскресенье, миллиардер-предприниматель отметил, что фирма SpaceX планирует провести первые испытания аппарата Starhopper без страховочного троса ориентировочно на следующей неделе.
Аппарат Starship, рассчитанный на 100 пассажиров, будет запущен в космос на борту гигантской ракеты под названием Super Heavy («Сверхтяжелая»), которая будет оснащена 31 двигателем марки Raptor. Как аппарат Starship, так и ракета Super Heavy будут предназначены для многоразового использования.
(Добавил: Hot Temp)
"проблема с вибрациями двигателя Raptor на частоте 600 Гц"
А что я говорил? Конструктивно Раптор склонен к автоколебаниям.
.
А что так мало обещает - всего 100 пассажиров? Сразу уж тыщу бы обещал. Бумага все стерпит. Хомячки все проглотят.
Судя по опубликованному ранее фото и видео прожига Раптора на стенде - у него избыточное расширение сопла - это видно, т. к. струя выходит не равномерно расширяясь, а "бочками". Избыточное расширение сопла - это типичная (но не единственная из возможных) причина автоколебаний. Если они сделали сопло с меньшим расширением - эта проблема могла уйти. Но сопло с меньшим расширением дает меньшую тягу и меньший удельный импульс. К тому же автоколебания из-за избыточного расширения сопла бывают только при наличии внешнего атмосферного давления. Чем ниже внешнее атмосферное давление - тем больший коэфф. расширения можно сделать у сопла, и тем эффективнее двигатель. Пример более правильного решения этой проблемы - НК-33-1, у которого есть надвигаемый сопловой насадок, который должен быть поднят при работе двигателя у поверхности Земли (коэфф расширения - маленький) и опущен в рабочее положение уже на большой высоте, свыше 10 км (коэфф расширения - большой).
М.б. они в Рапторе не сопло урезали, а давление подняли - и это привело к тому, что и давление на срезе сопла возросло - сопло перестало быть с избыточном расширением и автоколебания, вызванные этой причиной - исчезли.
Rocketbarrel, "бочки" это кольца Маха, образующиеся при превышении струёй исходящих газов скорости звука среды. И это нормально. К автоколебаниям это никаким образом не относится.
Я смотрела компъютерную симуляцию реального полёта:впечатляет,особенно заправка на орбите.
Rocketbarrel, струя выходит не равномерно расширяясь, а "бочками" у каждого "Протона", вот у "Союзов", у тех да, струя целиком пульсирует, но никаких бочонков в ней нет.
(7), да так и есть. У Протона - тоже "бочки". Оно и понятно - каждый разработчик двигателя стремится сделать его максимально эффективным без дополнительного усложнения. Поэтому и доводят расширение сопла до возможного предела. Если на старте от автоколебаний не взорвался - то чуть взлетел, даже на 1-2 км, а там уже давление атмосферы заметно ниже, и "бочки" сразу же прекращаются. А еще на большей высоте струю раздувает так сильно, что она принимает характерный "медузный" вид при наблюдении с земли.
---
У Союза его РД-107/108 старый и вообще был "пионерской" разработкой двигателя такого класса. А в "пионерскую" конструкцию, очевидно, закладывали возможно избыточную надежность и прочность, пусть в ущерб удельному импульсу и тяге. Поэтому у Союза никаких "бочек" и нет, у него коэффициент расширения сопла маленький.