Союз-ФГ в предпоследнем полете доставил трех новых членов экипажа на МКС
AstroNews.ru - 21 Июля 2019 12:06:45
Во второй раз в этом году российское космическое агентство Роскосмос запустило трех новых членов экипажа на Международную космическую станцию на космическом корабле "Союз МС-13". Старт произошел в 19:28:20 по Москве в субботу, 20 июля 2019 года, с площадки № 1 («Гагаринский старт») на космодроме Байконур в Казахстане. Корабль пристыковался к стыковочному узлу служебного модуля «Звезда» на МКС после автоматической, 4-х витковой схемы сближения в 01:48 по Москве.
Миссия была отмечена предпоследним полетом ракета-носителя "Союз-ФГ", которая была разработана для преодоления разрыва между вариантами ракета-носителей "Союз-У" и "Союз-2".
В середине 90-х годов Роскосмос понял, что ему необходимо модернизировать ракету «Союз», чтобы обеспечить постоянную конкуренцию на мировом коммерческом рынке в XXI веке.
В то время космическое агентство использовало Союз-У, разработанную в основном в 1960-х годах и совершившую первый полет 18 мая 1973 года.
В то время она была передовой, и «Союз-У» установила несколько рекордов, включая наибольшее количество запусков в год и общее количеством полетов в карьере.
Более того, ракета имела 97,3% успешных запуска.
Но по мере совершенствования технологий и повышения способности других ракет Союз-У начала демонстрировать свой возраст.
Ее компьютерные системы были аналоговыми, что серьезно ограничивало возможности модернизации ракеты.
Из-за аналоговой системы управления полетом ракета была неспособна долетать по правильному азимуту после старта с космодрома. Поэтому сами стартовые площадки должны были быть буквально повернуты и повернуты в правильном направлении, чтобы ракета могла просто наклониться и лечь на правильный курс для нужной орбиты.
Роскосмос знал, что им нужна модернизированная версия корабля "Союз" для 21-го века, и начались разработки того, что в конечном итоге станет вариантом корабля "Союз-2" .
Но обеспокоенность, высказанная международными партнерами по Международной космической станции в связи с использованием нового и все еще планируемого корабля "Союз-2" для доставки экипажа на станцию, привел Роскосмос к созданию нового варианта корабля "Союз", предназначенного исключительно для преодоления разрыва между кораблем "Союз-У" и кораблем "Союз-2", а также демонстрации летных характеристик некоторых новых систем и двигателей, предназначенных для корабля "Союз-2".
Вариантом моста стала ракета "Союз-ФГ", которая впервые стартовала 20 мая 2001 года с площадки № 1/5 космодрома Байконур в Казахстане.
Эта миссия успешно доставила корабль "Прогресс М1-6", грузовой корабль на Международную космическую станцию.
В рамках поэтапного обновления ракета «Союз-ФГ» использовала новые, более мощные двигатели - двигателями РД-107A для первой ступени и двигатель РД-108A для второй ступени.
В то время как новые двигатели обеспечивали такую же тягу, что и более старые двигатели, используемые на корабле «Союз-У», двигатели были несколько усовершенствованы в плане безопасности и производительности, которые повышали их безопасность и надежность.
Новый Союз-ФГ продолжал использовать двигатель РД-0110 для своей второй ступени, такой же, как Союз-У.
С модернизированными двигателями на первой ступени и множеством других улучшений по сравнению с Союз-У, Союз-ФГ был разработан в основном для того, чтобы взять на себя обязанности по транспортировке экипажа космического корабля Союз на Международную космическую станцию. В этой роли он начал летать с 30 октября 2002 года с запуском нового корабля "Союз ТМА-1".
После первого полета с экипажем это была единственная российская ракета, которая в течение последних 17 лет запускала людей на Международную космическую станцию, а после выхода на пенсию американского космического корабля "Шаттл" в июле 2011 года она была единственной ракетой, способной перевозить людей на Международную космическую станцию.
Но, несмотря на его модернизацию, он все еще имеет аналоговую систему управления полетом и не способен летать по курсу, а это означает, что его стартовые площадки все еще должны поворачиваться в надлежащий азимут (выравнивание) до запуска транспортного средства.
По этой причине «Союз-ФГ» всегда был временной ракетой, которую в конечном итоге заменит «Союз-2».
Стартовавший в субботу 69-й и второй по счету вариант корабля «Союз-ФГ». Из 69 миссий ракеты на сегодняшний день 68 были успешными с единственной неудачей - запуском корабля "Союз-10" в октябре 2018 года .
Во время этого полета проблема с разделением ракеты-носителя и разгонным блоком привела к аварии ракеты. Система аварийного спасения корабля "Союз" прекрасно сработала и отвела двух членов экипажа космического корабля "Союз МС-10" от ракеты и возвратила их на Землю.
Те же два члена экипажа поднялись на борт еще одной ракеты "Союз-ФГ" всего шесть месяцами спустя и успешно выполнили миссию на МКС.
После запуска пилотируемого корабля "Союз МС-13" в субботу у ракеты "Союз-ФГ" остался только один полет - полет корабля "Союз МС-15" в сентябре, когда он доставит еще трех человек на Международную космическую станцию.
Этим последним сентябрьским рейсом Союз-ФГ совершит свою 70-ю миссию.
Операции по запуску экипажа для МКС будут затем переложены на «Союз-2.1а», включающий цифровые системы управления полетом и дополнительные усовершенствования и улучшения безопасности.
Экипаж корабля "Союз МС-13": космонавт Александр Скворцов из Роскосмоса, Лука Пармитано из Европейского космического агентства (ЕКА) и астронавт Эндрю Морган из НАСА.