Похоже, что самым разумным выводом из истории с "Доблестью" будет перейти всем и раз и навсегда к посадкам с помощью небесных кранов, которые уже не раз применялись американцами на Марсе.
Модуль Vikram может оказаться в целости и сохранности после «жесткой посадки»
По сообщениям индийских СМИ, на этой неделе продолжается попытки Индии восстановить контакт со своим лунным кораблем Chandrayaan-2. Новые снимки показывают, что зонд Vikram все еще может быть рабочим находясь на поверхности Луны.
Снимки о которых сообщалось, которые не были опубликованы космическим агентством Индии, появились спустя несколько дней после того, как спускаемый аппарат Vikram замолчал во время попытки посадки на луну возле южного полюса Луны.
Персонал миссии в Индийской организации космических исследований (ISRO) находится в гонке со временем - даже без жесткой посадкой шансы спускаемого аппарата выжить в холодную лунную ночь, которая начнется всего через две недели, окажутся минимальными. Но директор ISRO К. Сиван подтвердил, что его команда будет использовать время, чтобы попытаться установить связь с посадочным аппаратом и предполагается, что команда достигла прогресса в оценке текущего статуса посадочного аппарата Vikram.
«У него была жесткая посадка очень близко к запланированному месту посадки в соответствии со снимками, посылаемыми бортовой камерой орбитального аппарата», - цитирует агенство «The Times of India» неназванного представителя ISRO. «Спускаемый аппарат находится как единое целое, а не разбит на куски. Он находится в наклонном положении».
ISRO публично не подтвердил состояние лунного корабля Vikram.
Другой чиновник ISRO рассказал The Times of India, что у команды есть опыт восстановления связи со спутниками, которые сталкивались с проблемами на орбите Земли, но сделать это на поверхности Луны гораздо сложнее.
Шансы агентства на успех зависят от того, направлены ли антенны Vikram на орбитальный аппарат Chandrayaan-2 или на саму Землю, сообщил тот же чиновник. Спускаемый аппарат имеет солнечные панели под разными углами, а также имеет внутренние батареи, увеличивая его шансы на выживание под любыми углами на поверхности.
Но грубая посадка вполне могла повредить внутренние механизмы, даже оставив Vikram в целости и сохранности, сообщил другой представитель ISRO агентству The Times of India. «Только если бы у него была мягкая посадка, и если все системы работали, то только тогда связь может быть восстановлена», - сказал он. «Ситуация мрачная на данный момент».
Данные для ISRO на посадочный аппарат до сих пор исходит от орбитального аппарата Chandrayaan-2. Дуэт стартовал 22 июля и разделился 2 сентября в рамках подготовки к попытке посадки на Луну. Chandrayaan-2 рассчитан на годовую миссию вокруг Луны и имеет при себе набор из восьми инструментов. Одним из таких инструментов, согласно ISRO, является камера с высоким разрешением, которая должна получать снимки с разрешением в 0,3 метра.
Несмотря на сохраняющуюся неопределенность в отношении того, что произошло во время маневра посадки, и нынешнего состояния Vikram, ISRO заявляет, что даже без спускаемого аппарата и вездехода миссия Chandrayaan-2 в целом выполнила от 90% до 95% от запланированных целей.
(Добавил: RoboAstroNews)
Похоже, что самым разумным выводом из истории с "Доблестью" будет перейти всем и раз и навсегда к посадкам с помощью небесных кранов, которые уже не раз применялись американцами на Марсе.
Конечно обидно, но как говорят, надежда умирает последней. Пока не все потеряно, будем надеяться на лучшее.
dr_ovosek, на Луне "небесный кран" не нужен, скорость у спускаемого аппарата не слишком большая, можно обойтись старыми проверенными способами, но надёжность должна быть не 100, а 200%, лучше 300.
"Доблесть" справилась почти со всеми задачами по прилунению, кроме самого сложного "последнего дюйма". Из чего следует вывод, что, наверное для первой посадки на Луну индусам нужно было делать что-то по мотивам подушек "Луны-9", "Опотьюнити" и др. Для таких конструкций проблема ошибки на завершающем этапе приземления несущественна.
У небесного крана то преимущество, что он заведомо тормозит на большей высоте, где автоматике легче скорректировать промашку. Вдобавок, он позволяет легче рассмотреть место приземления и скорректировать его и только после этого бережно опустить полезную нагрузку на грунт. В принципе, небесным краном можно за раз посадить и не один аппарат...
Может быть попытаться выйти во время прилива на Земле и Луна хоть и чуть-чуть,но "потянется" к Земле и аппарат вместе с Луной тоже примет направление?Или дождаться затмения солнца Луной?