Удивительно как на Марс садятся)
Почему так трудно сеть на Луну?
«Больше чем одна треть попыток приземлиться там закончилась неудачей».
Это произошло 7 сентября, когда Индийская организация космических исследований (ISRO) потеряла связь со своим лунным кораблем Викрам во время попытки приземлиться на южный полюс Луны.
Индия была готова стать четвертой страной, которая когда-либо успешно и мягко приземлялась на лунный реголит, сделав это в том месте, которого ранее ни одна страна не достигла. Хотя космическое агентство все еще пытается восстановить связь с Викрамом, который был замечен с лунной орбиты, несчастливая последовательность посадки выглядела болезненным отголоском ситуации в начале этого года, когда частный израильский корабль Берешит врезался в наш естественный спутник.
Это все напоминание о том, что, несмотря на то, что люди много раз приземлялись на Луну во время миссий «Аполлон» полвека назад, дело это остается трудным и опасным. Космическая журналистка Лиза Гроссман написала в Твиттере о 30 попытках мягкой посадки, предпринятых космическими агентствами и компаниями по всему миру, более трети потерпели неудачу.
Но почему именно так трудно приземлиться на Луну?
Ни одно конкретное событие не является причиной неудачных попыток, сообщила Live Science инженер аэрокосмической отрасли Алисия Двайер Чанчоло из Исследовательского центра Лэнгли НАСА в Хэмптоне, Вирджиния. Чтобы приземлиться на Луну, «так много вещей должно произойти в правильном порядке», сказала она. «Если какая-то из них этого не делает, тогда начинаются проблемы».
Во-первых, нужно попасть на лунную орбиту, что немаловажно. Ракета-носитель «Saturn V» программы «Аполлон» имела достаточное количество топлива для запуска астронавтов на Луну всего за три дня. Но чтобы сэкономить на топливе, недавняя миссия ISRO Chandrayaan-2 , в которую входил Викрам, использовала гораздо более сложный путь и для достижения Луны потребовалось более месяца.
Находясь на орбите, космический корабль поддерживает связь с Землей, используя сеть Deep Space Network НАСА, которая состоит из трех объектов в разных частях земного шара, с параболическими тарелками, которые находятся в контакте с роботизированными зондами в космосе. Сбой связи мог быть одной из причин проблем Викрама, поскольку агентство потеряло связь с посадочным аппаратом, когда он находился всего в 2 километрах над поверхностью Луны .
Нет места для ошибки, когда зонд летит к месту приземления на огромной скорости. По сообщениям The Times of Israel, неисправный аппарат передачи данных, привел к полной остановке двигателя и гибели аппарата.
На Земле инженеры могут полагаться на GPS для помощи в управлении автономными транспортными средствами, но соответствующих систем не существуют на других небесных телах, сказала Дуайер Чанчоло. «Когда вы путешествуете быстро и вынуждены тормозить в вакууме, когда у вас очень мало информации, трудно, независимо от того, кто вы и что вы пытаетесь сделать», - добавила она.
НАСА в настоящее время работает с коммерческими компаниями, которые планируют доставить роботов на Луну в ближайшие годы. Этим будущим лунным навигаторам нужно будет доверять свои датчики, сказал Дуайер Чанчоло.
Именно поэтому агентство разрабатывает приборы, которые могут находиться на посадочном аппарате, чтобы сканировать местность на наличие камней, кратеров и других опасностей и вносить коррекции в курс посадки. Эти приборы могут использоваться на частных космических кораблях, а также в будущих миссиях НАСА, добавила она. Такая технология будет опробована во время спуска нового марсохода НАСА «Марс 2020» , который стартует в следующем году и приземлится на Красной планете в феврале 2021 года.
После неудавшихся лунных миссий мы понимаем, что полезно иметь человека у штурвала, в тот момент, когда возникают проблемы. Еще во времена Аполлона человеческие глаза и рефлексы помогли совершать успешные посадки. Обнаружив каменистую местность на предполагаемом месте приземления, Нил Армстронг, как известно, взял под свой контроль спускаемый аппарат «Аполлон-11» и полетел в поисках более безопасной точки приземления.
Китайский зонд Чанъэ-4, который приземлился на лунном склоне и развернул ровер Yutu-2, дает некоторое утешение тем, кто обеспокоен трудностями при посадке на Луну. Индийские инженеры не сильно расстроились - их орбитальный аппарат Chandrayaan-2 все еще функционирует и занимается изучением Луны. Возможно их следующая попытка посадки будет более успешной.
«Мое сердце было с ними, потому что мы знаем, сколько работы и времени ушло на это», - сказала Дуайер Чанчоло.
(Добавил: RoboAstroNews)
МР, на Марсе атмосфера помогает - хороший тормоз. Если парашют раскроется, то как-нибудь сядет.
К тому же на Марс посадка начинается с намного большей высоты. Есть время для монёвров и сробатывания страховочных систем.
Дажена Марсе было несколько крушений земных аппаратов. А все от того, что построенное землянами, невольно пыталось приземлиться, а ни на Луне, ни на Марсе этого делать ни в коем случае нельзя, а только совершать посадку. :-)
Удивительно!!!
Пол века назад, случайно, не смотря на опасность, миссии апполо вопреки всему оказались - успешны.
Не... Я конечно понимаю - пипл нынчО не образован, потому и непруха.
Но всё же?
Действительно.
Но еще более загадочно, как это тогда умудрились в автоматическом режиме довезти туда 2 Лунохода и две ракеты для обратного полета с луны на землю?!
Все же. Вот где истинная фантастика!
И живых!
Заметь те!
Живых людей.
Не просто - луноход.
Нет.
Сложную, живую, поддерживаемую систему.
.
Конечно, Вы можете возразить - стандартным ответом - Все знают, что коллеги с запада высаживались удачно на Луне более одного раза.
И я с Вами соглашусь - да, фантазия у некоторых более прогрессивна чем у нас с Вами...
Все-таки нужно, нужно было для начала Хаббл вывести на низкую лунную орбиту... ))) А уж потом на звезды, успокоивши, смотреть. )))
Они пытались посадить аппарат в реальном времени (Сбой связи мог быть одной из причин проблем Викрама). Очевидно что посадку нужно осуществлять в полностью автоматическом режиме из-за задержек сигналов (туда и обратно). Да и ещё в гравитационном поле Луны много аномалий, как ни на каком другом небесном теле..
У graviton’а интересные гипотезы были про Луну с ее вторичной гравитацией, вроде.
Может быть для посадки на Луну нужно 4 двигателя по кругу?Тогда,возможно аппарат будет как бы накручиваться на гравитацию Луны?
Список бы неудачных посадок. Неясна картина кто и когда совершает такие "детские" ошибки.
Из текста можно сделать предположение, что индийский КА садился на радиоуправлении! :)
Связь разорвалась, рулевой не видел картинку - вот и результат.
А так то да... компы всякие... программы...
Дорого и долго. Не индийский путь! или индусский... или индуистский...
Bong, задайте этот вопрос своему браузеру, и он вам вывалит сотни тысяч ссылок. Читайте и просвещайтесь.
Так и я не для этого, банальный намек на "группу риска", в которой "ни одно конкретное событие не является причиной неудачных попыток", как и причины этого (и это не то, что описано в статье, они вторичны, как следствие) ))
На самом деле шикарная, как мне кажется, тема даже для школьников - что не так при неудачном "прилунении".
В каком месте исходных данных ошибка и откуда возникла она (за вычетом атмосферы все несколько упрощается).
Техническая, в исполнении или ошибки в мышлении т.е. внутреннем моделировании.
а. - Какие этапы выявления ошибок в проектировании добавить надо бы, что бы результат последовательностей оказался ожидаемым,
а так же ресурсы и способы корректировки погрешностей в последовательности.
Или альтернатив нет и только по результатам прилунения будут видны ошибки.
Но поскольку определить причину не удается (официально) такой задачи не стояло видимо (Индия),
что наверное самонадеянно если не странно.
Или а. настолько усложняет проект, что приходится мириться с фактором неопределенности? :)