Пять обновлений для ракеты-носителя Ariane 6

AstroNews.ru - 23 Ноября 2019 00:47:55

Европейская ракета-носитель Ariane 6 находится на расстоянии одного года от своего первого полета, но главный подрядчик ArianeGroup уже готовит обновления, которые, по его словам, могут быть введены в первые три года службы ракеты.

Программа Ariane 6 стоимостью 3,6 миллиарда евро, финансируемая на 89% Европейским космическим агентством и 11% ArianeGroup и ее партнерами по отрасли, находится на пути к успеху ракеты большой грузоподъемности чем Ariane 5, а ее производство обходится примерно вдвое дешевле, рассказал Патрик Бонге, глава ArianeGroup по программе Ariane 6.

Бонге сказал, что ArianeGroup готовится представить Программу непрерывного совершенствования или CIP для Ariane 6 на министерской конференции Европейского космического агентства в этом месяце. «Теперь мы думаем, что у этой пусковой установки есть некоторый дальнейший потенциал для развития, снижения затрат и улучшения производительности и возможностей миссии», - сказал он.

Бонге отказался сообщить, сколько средств ArianeGroup хочет запросить в министерстве, но компания уже начала несколько обновлений Ariane 6 в ожидании будущей поддержки ESA, сказал он. Получение финансирования ESA на министерском уровне обеспечит продолжение развития Ariane 6 в первые годы его существования. Бонге перечислил пять улучшений, на которые ArianeGroup будет искать финансирование на министерском уровне.

1. Улучшенный адаптер полезной нагрузки

В то время как Ariane 5 в основном запускает геостационарные спутники по два за раз, Ariane 6 предназначена для запуска более широкого спектра спутников, включая низкоорбитальные малые созвездия и малые геостационарные спутники. Бонге сказал, что ArianeGroup хочет сделать "улучшенный" блок полезной нагрузки, чтобы соответствовать этим тенденциям. Он будет иметь больше отсеков для малых спутников и более тяжелых комбинаций спутников GEO, сказал он, давая больше объема в обтекателе ракеты заполняемом спутниками.

2. Двигатели Prometheus

Первый многоразовый двигатель Prometheus планируется завершить к концу 2020 года, после чего последуют наземные испытания. ArianeGroup готовит двигатель к использованию в 2030-х годах, но Бонге сказал, что компания может начать применять технологию Prometheus к одноразовым двигателям первой ступени Ariane 6 Vulcain 2.1 и двигателям второй ступени Vinci. Prometheus, в дополнение к тому, чтобы быть многоразовым, частично использует технологию 3D-печать с целью иметь стоимость производства около 1 миллион евро (десятая часть стоимости двигателя Ariane 5 Vulcain). Бонге сказал, что такие технологии, как электрические клапаны и 3D-печатные детали для Prometheus, могут снизить стоимость расходных двигателей Ariane 6.

3. Вспомогательный силовой блок

Верхняя ступень Ariane 6 включает в себя небольшую двигательную установку, называемую вспомогательной силовой установкой, или ВСУ, для доставки спутников непосредственно на геосинхронную орбиту вместо типичной эллиптической орбиты для последующего переноса. Силовой блок поможет избавить спутники от использования собственного топлива для повышения орбиты, тем самым продлевая их срок жизни. Бонге сказал, что ArianeGroup хочет увеличить количество минут, в течении которые ВСУ смогут работать, чтобы Ariane 6 могла сразу выводить более 5 тонн прямо на GEO орбиту. ВСУ также позволит осуществлять последовательное разделение космических аппаратов для предотвращения риска столкновений.

4. Черная верхняя ступень

В мае ЕКА поручило ArianeGroup и немецкой компании MT Aerospace разработать прототип разгонного блока с использованием углеродных композитов вместо алюминия. Преемником прототипа является инновационный разгонный блок Carbon Ariane или Icarus, выполненный из углепластика. Icarus, также называемый «черной верхней ступенью» из-за его окраски, не будет готов по крайней мере до 2025 года, но Бонге сказал, что ArianeGroup может через CIP реализовать «композитную структуру» в 2023 году, не дожидаясь 2025 года.«Технологии углеродного волокна сделают Ariane 6 легче, что позволит ракете нести более тяжелые полезные нагрузки».

5. Более простые твердотопливные ракетные ускорители

Ariane 6 использует два или четыре твердотопливных ракетных ускорителя, причем их число определяет, сколько ракета сможет в конечном итоге поднять на орбиту. Бонге сказал, что двойное назначение технологии твердотопливного ракетного ускорителя для военного применения не позволяет назвать конкретные улучшения, но ArianeGroup надеется, чтобы ESA финансировала «упрощение дизайна» и «улучшение производственных процессов». «Europropulsion, совместное предприятие 50-50 между ArianeGroup и Avio, строит ускорители, причем Avio поставляет двигательные корпуса, а ArianeGroup сопла. Второе совместное предприятие Arianegroup-Avio под названием Regulus (60% Avio, 40% ArianeGroup) производит топливо.

Читать в полной версии на AstroNews.ru

AstroNews.ru, 2001-2024