Заметка про МС-13, а видео - про МС-12 - там тетки нет.
Экипаж корабля «Союз МС-13» вернулся на Землю
После рекордных 328 дней в космосе астронавт НАСА Кристина Кох вернулась на Землю в четверг, 6 февраля, вместе со своими европейскими и российскими коллегами Лукой Пармитано и Александром Скворцовым соответственно.
Трио отстыковалось от Международной космической станции на борту космического корабля «Союз МС-13» в 05:50 UTC, а затем в 09:12 UTC вошли в атмосферу за два с половиной часа до посадка в степях Казахстана.
Рекордная миссия Кристины:
14 марта 2019 года с космодрома Байконур в Казахстане Кристина Кох осуществила свой полет на Международную космическую станцию на борту ракеты-носителя "Союз МС-12".
Во время запуска она должна была выполнить шестимесячную миссию, после чего вернуться на Землю на корабле "Союз-12" в начале октября 2019 года.
Тем не менее, ряд факторов согласованных с НАСА позволил одному из астронавтов остаться на борту Международной космической станции в течение почти одного года.
Кристина была логичным выбором, учитывая ее опыт и подготовку к выходу в открытый космос.
Решение, объявленное всего через месяц после стыковки означало, что Кристина станет мировой рекордсменкой на долготе непрерывного пребывания женщины в космосе.
Фактически, с посадкой в четверг, Кристина пробыла в космосе 328 дней, всего на 12 дней меньше, чем у астронавта НАСА Скотта Келли, который находился непрерывно на станции 340 дней.
Это делает Кристину вторым астронавтом НАСА по времени непрерывного пребывания на станции.
Почти удвоение срока первоначальной миссии Кристины связано в основном с аварией космического корабля «Союз МС-10» в октябре 2018 года, что привело к сокращения численности постоянного экипажа Международной космической станции с шести до трех человек с октября 2018 года по март 2019.
Связанная с этим перестановка экипажа для обеспечения адекватной численности станции между международными партнерами и контрактными соглашениями закончились смещением миссий. Это касалось и участника космического полета Хаззаа Аль-Мансури из Объединенных Арабских Эмиратов.
Его запуск на «Союзе МС-15» означал, что кому-то, кто летел на «Союз МС-12», придется отказаться от своего места для его возвращения.
После консультаций между международными партнерами было решено, что НАСА получит расширение миссии и что Кристина оставит свое место на корабле "Союз-12", чтобы позволить космонавту из ОАЭ вернуться на Землю после недельного пребывания на борту станции. Возвращение Кристина было перенесено на Союз МС-13.
Но Кристина, занявшая теперь место возвращения на Союзе МС-13, означает, что кому-то, кто стартовал на этом Союзе, придется отказаться от своего места возвращения для передаче его Кристине.
Поэтому НАСА решило продлить полет доктора Эндрю Моргана с семи до девяти месяцев, чтобы Кристина смогла занять его место на корабле «Союз-13». Он будет оставаясь на борту станции до запланированного вылета корабля «Союз-15» в конце апреля 2020 года.
В дополнение к перестановкам с экипажем НАСА, еще один крупный элемент был связан с продолжающимися задержками - запуск своего космического корабля для экипажа от НАСА.
В настоящее время НАСА и весь сегмент США (включая Канаду), Европу и Японию, должны будут сократить численность своего экипажа с четырех до одного, начиная с конца апреля 2020 года, пока SpaceX не сможет начать запуск космонавтов для МКС во 2 квартале (апрель-июнь) этого года.
Расширив миссии Кристины и Эндрю, НАСА смогла обеспечить более плавный переход к ожидаемому сокращению экипажа, надеясь, что SpaceX сможет запустить расширенную миссию «Демо-2» на МКС. Экипаж уменьшается до одного астронавта.
Расширенная миссия SpaceX Demo-2 будет поддерживать присутствие трех человек на американской стороне станции, когда это возможно.
В настоящее время НАСА не сообщило о формальном продлении Демо-2, а также не было объявлено официальной даты запуска, хотя НАСА и SpaceX уверены в сроках для запуска двух недельной миссии с апреля по июнь.
Для Кристины удвоенное время в космосе позволило принять непосредственное участие в 210 научных исследованиях и совершить шесть выходов в открытый космос за пределы Международной космической станции в общей сложности 42 часа 15 минут.
Кристина участвовала в ряде исследований в поддержку будущих миссий в дальнем космосе, включая исследование того, как человеческий организм приспосабливается к невесомости, изоляции, радиации и стрессу от длительных космических полетов.
В частности, Кристина участвовала в исследовании позвоночника, которое лучше определяет степень вызванной космическим полетом деградации позвоночника и мышц позвоночника и связанный с этим риск переломов позвонков.
Посадка корабля "Союз МС-13":
После церемонии прощания в 02:00 UTC 6 февраля Кристина, Лука и Александр перешли в «Союз-13» и закрыли люки между Союзом и станцией в 02:30 UTC.
После разгерметизации шлюза и проверки системы, «Союз-13» отстыковался от станции в 05:50 UTC в четверг, 6 февраля, чтобы начать двухвитковый процесс возвращения домой.
На втором витке компьютеры корабля «Союз-МС-13» произвели торможение корабля в 08:18 UTC с помощью двигателя, расположенного на задней панели модуля КИПиА.
Вскоре после этого «Союз» переориентировался, а затем разделился на три составляющие части - орбитальный модуль, модуль спуска и модуль КИПиА.
Затем спускаемый модуль вошел в атмосферу над Египтом и восточным Средиземным морем, поглощенный перегретой плазмой, созданной трением между космическим кораблем и атмосферой.
Во время плазменной стадии спуска коммуникации были заблокированы - что является нормальным.
После безопасного прохождения плазменной стадии модуль выпустил свои парашюты и начал передавать сигналы, которые предоставляют информацию для отслеживания.
Союз МС-13 приземлился возле города Джезказган, Казахстан, в 09:12 UTC.
За секунду до соприкосновения с землей на модуле сработали двигатели, по сути подвергнув экипаж небольшой автомобильной аварии, позволив модулю быстро замедлиться для приземления.
(Добавил: RoboAstroNews)
"по сути подвергнув экипаж небольшой автомобильной аварии" - неправильно так говорить. Надо говорить "подвергнув экипаж перегрузке, сравнимой с небольшой автомобильной аварией".
$
Кристину Кох напоследок ещё встряхнули.Последний момент можно сравнить с посадкой самолёта на полосу?
elena, да нет. должно быть побольше. Где-то видео есть, близко снято срабатывание этих двигателей, они довольно мощный рывок дают.
(8) Двигатели мягкой посадки - вещь исключительно полезная. Появилась еще на "Восходах", когда космонавты стали приземляться внути спускаемого аппарата, а не катапультироваться на высоте нескольких км, как было на "Востоках". Единожды при посадке "Союза" двигатели мягкой посадки не сработали - и космонавты сильно ушиблись.
Собственно двигатели мякгой посадки дают замедление скорости снижения с 22 км/час до прмерно 5 км/час.
"Союз" перед посадкой, когда уже выпустил основной парашют, сбраывает остатки топлива (перекись водорода) и сжатых газов, чтобы снизить вероятность аварии при контакте с землей. При подлете к поверхности земли у "Союза" из энерго-насыщенных компонетнов остаются только твердотопливные двигатели мягкой посадки (которые расходутся в момент касания) и электрические аккумуляторы. "Драгон-Крю", насколько мне известно, так не делает. И приводняется с двумя тоннами(!) высококипящего токсичного топлива и окислилтеля на борту, сжатых под давлением 70 атм в своих баках.
Драгон-Крую еще не выполнил не одной полноценной посадки.
1) Когда он летал к МКС, он был, изначально с незаправленными баками САС, т.к. двигатели САС была законопачены - это хорошо видно на фото после приводнения
2) Когда делал тест "на прерывания полета" - он приводнился с пустыми баками САС, т.к. жидкости были израсходованы собственно на сам тест