Если учесть требование к многоразовости использования и как следствие снижения прочности (вследствие усталости материала), то Маск пока далек от заявленных целей.
Starship SN3 разрушается во время крио-тестирования
SpaceX Starship SN3, последняя итерация тестового корабля Starship, была уничтожена во время испытаний на стартовой площадке в Бока Чика, штат Техас. После его доставки на стартовую площадку он был подготовлен к программе испытаний на земле и в полете, но потерпел аварию во время контрольных испытаний в пятницу утром. Илон Маск написал в Твиттере, что это могло быть результатом «ошибки в конфигурации теста».
Транспортное средство SN3 (серийный номер 3) вобрало в себя уроки, извлеченные из разработки предыдущих транспортных средств и испытательных изделий, а также воспользовалось улучшенными технологиями производства и расширенными возможностями на космодроме SpaceX в Южном Техасе.
Текущий раунд испытаний начался на этой неделе с испытаний на криогенную стойкость. В ходе этих испытаний баки корабля были заполнены жидким азотом при криогенных температурах и полетных давлениях. Испытания были начаты в четверг и продолжались до утра пятницы. SN3 потерпел неудачу незадолго до завершением теста.
Илон Маск отметил в твиттере, что «утром мы проверили данные, возможно это было ошибкой конфигурации теста». Наблюдения на первый взгляд показывают, что ошибка может быть связана с баком,, а не с другой ошибкой в давлении.
Предыдущие испытательные тесты Starship заканчивались из-за неудавшихся криогенных испытаний, в том числе последний аппарат SpaceX, доставленный на стартовую площадку Boca Chica, Starship SN1. Тем не менее, предыдущие потери были связаны с транспортными средствами, не справляющихся с испытанием на герметичность.
Первый космический корабль SpaceX в Бока-Чика, названный Starhopper, был первым испытательным кораблем Starship, который летал с ракетным двигателем Raptor. Испытание на статический огонь и привязной прыжок было проведено с использованием Raptor SN2 в апреле 2019 года. Второй статический огонь и два свободных полета на высоту 18 метров и 150 метров были завершены в июле и августе 2019 года с использованием Raptor SN6.
Затем Starhopper был заменен в пользу Starship Mk1, который изначально предназначался для продвижения программы летных испытаний Starship на более высокие полеты. Тем не менее, SpaceX решил не летать на Mk1, а вместо этого сосредоточиться на улучшенном дизайне под названием Mk3. 20 ноября 2019 года корабль Mk1 прошел разрушительное испытание на криогенное давление, которое разрушило его.
SpaceX также построил отдельные испытательные резервуары для дальнейшего совершенствования методов производства. Один бак был испытан до разрушения 10 января, достигнув давления 7,1 бар. Это было выше давления 6 бар, необходимого для орбитального полета.
Во время разрушительного испытания 29 января второй испытательный бак достиг 8,5 бар. Это означало коэффициент безопасности 1.4, превышающий требования к полету в 6 бар.
Обновленный дизайн Starship Mk3 был переименован в Starship SN1 и продолжил программу летных испытаний. Но 28 февраля SN1 был также разрушен во время криогенных испытаний.
SpaceX изготовил следующую испытательную версию, обозначенную SN2, для завершения дальнейших испытаний. 8 марта он был успешно испытан при криогенных температурах и летных давлениях, в том числе моделируемых тяговых нагрузок двигателя. В отличие от других испытаний оно не было завершено уничтожением.
Starship SN3 является кульминацией всех этих тестовых аппаратов. 29 марта он был доставлен на стартовую площадку и поднят в ожидании окончательной подготовки и проверки на площадке.
Аппарат SN3, в частности, отличался новым внутренним составом и дизайном опор. Генеральный директор SpaceX Илон Маск отметил, что ноги будут длиннее, начиная со Starship SN4. У SN3 нет ни ножек, ни передних, ни кормовых крыльев. Аэродинамические поверхности, скорее всего, не нужны для тестовых полетов на малой высоте и на малой скорости, запланированных для тестирования космического корабля SN3.
После завершения испытаний на криогенное давление он должен был быть подготовлен к испытательным полетам. Первоначально планировалось установить один двигатель Raptor на Starship SN3, хотя с тех пор он был заменен на три Raptors, которые должны были быть установлены на следующий день после успешного криоиспытания. Затем, в соответствии с предыдущими тестовыми кампаниями, команда постепенно перешла бы к запуску двигателей и полетам.
В этом году у SpaceX есть цель испытательного полёта на орбиту. Маск недавно отметил, что он надеется, что «у Starship будет достаточно летной истории, чтобы заменить Dragon для миссий НАСА», включая доставку транспортных средств Cargo и Crew Dragon V2, а также недавно объявленный грузовой космический корабль Dragon XL. Starship и связанный с ним сверхтяжелый ускоритель в конечном итоге сыграют решающую роль в всеобъемлющих целях SpaceX по колонизации Марса.
(Добавил: RoboAstroNews)