новости космоса
2630 11
08 октября 2020 22:12:51

Содержание марганца в звездах Галактики раскрывает природу сверхновых типа Ia

Команда исследователей использовала компьютерное моделирование, чтобы на основе данных по содержанию химических элементов, в частности, марганца, в веществе звезд нашей Галактики, сделать выводы о механизме взрывов сверхновых типа Ia, играющих роль «стандартных свечей» при определении космических расстояний.

Сверхновые типа Ia, в отличие от сверхновых других типов, не связаны с гибелью массивной звезды. Механизм звездного взрыва этого типа окончательно не установлен, однако наиболее вероятными считаются две версии, предполагающие взаимодействие между компонентами двойной системы, имеющими относительно небольшую массу. Согласно первому сценарию, в системе, состоящей из белого карлика и нормальной звезды-компаньона, происходит постепенное перетягивание массы со звезды-компаньона на белый карлик, в результате чего белый карлик достигает критической массы и взрывается. В альтернативной гипотезе взрыв происходит в результате слияния между двумя белыми карликами.

В своей работе исследователи во главе с Чиаки Кобаяши (Chiaki Kobayashi) из Института физики и математики Вселенной им. Кавли, Япония, обратили внимание на изменение производства тяжелых элементов, в частности, марганца, в результате взрыва сверхновой типа Ia в зависимости от механизма взрыва: при взрыве по сценарию с белым карликом и нормальной звездой формировалось относительно много марганца, а при взрыве в системе из двух объединяющихся белых карликов – существенно меньше. Затем команда смоделировала взрывы сверхновых типа Ia в нашей галактике Млечный путь и сравнила полученные средние расчетные концентрации марганца с наблюдательными данными, собранными для близлежащих звезд при помощи спектроскопии высокого разрешения. Сравнение показало, что не менее 75 процентов от числа всех сверхновых типа Ia нашей Галактики формировались из двойных систем, включающих белый карлик и нормальную звезду-компаньона. Интересно отметить, что в случае других галактик, например, карликовых сфероидальных галактик, окружающих Млечный путь, соотношение между вкладами этих двух различных механизмов формирования звездных вспышек было обратным – в них преобладал вклад механизма, включающего слияние между двумя белыми карликами.

Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal.


(Добавил: Hot Temp)

комментарии
1
AlfKorol60 · 08-10-2020

"Интересно отметить, что в случае других галактик, например, карликовых сфероидальных галактик, окружающих Млечный путь, соотношение между вкладами этих двух различных механизмов формирования звездных вспышек было обратным – в них преобладал вклад механизма, включающего слияние между двумя белыми карликами"
Это говорит о том, что в карликовых сфероидальных галактиках обычных звезд почти не осталось - белые карлики преобладают.

2
3756 · 09-10-2020

Чтобы два белых карлика столкнулись - это очень маловероятное событие. Его вообще сложно представить. Как это? Да и Белый Карлик - относительно редкий зверь.

3
AlfKorol60 · 09-10-2020

К2: 37, если судить по словарю этого сайта, белый карлик действительно редкий зверь (по количеству обнаруженных людьми объектов ). Но там же делается оговорка:"но они могут составлять до 10% всего звездного населения. Небольшая светимость сильно затрудняет их обнаружение".
в случае карликовых сфероидальных галактик, в которых из-за малости и разреженности (или стабильности) активное звездообразование давно прекратилось и более половины звёзд достигли стадии белого карлика. В этом случае слияние двух белых карликов более вероятно (из-за малого количества живых звезд).
----------------
Всё дело в статистике. Особенно в числе событий, рассмотренных указанной в статье группой исследователей (плюс в верности описанного механизма накопления большого количества марганца, железа и никеля). Если рассмотрен всего десяток-другой спектров, где обнаружено высокое содержание тяжелых элементов, то вывод статьи вряд ли можно считать обоснованным с достаточной вероятностью.
По-моему, помимо упомянутого компьютерного моделирования, нужно рассмотреть не менее сотни последствий событий из десятков разных галактик с участием белых карликов, чтобы утверждать о некой закономерности...
-------------
Тоже не уверен, о достаточной убедительности представленного материала, т.к. речь идёт всё таки о последствиях вспышек сверхновых, да не абы каких, а именно Сверхновые типа Ia. Вряд ли эта группа сама собирала и анализировала нужное количество событий по одинаковой методике и на одинаково откалиброванном оборудовании. Скорее всего использованы данные разных десятилетий от других исследователей из разных университетов и обсерваторий. А значит пришлось полагаться на точность наблюдений и правильность интерпретаций множества разных ученых...


4
kharko137 · 09-10-2020

37 Да легко представить, взять хотя бы ближайшие Сириус и Процион, включающие нормальную звезду и БК. Когда звезда раздуется, БК начнёт поглощать вещество и приближаться к звезде и тут уж как получится - или столкнётся с ядром звезды (тоже БК) или рванёт раньше, набрав достаточную массу.

5
3756 · 09-10-2020

К 4. Kharko Ну, это понятно. Это примитивно. Образовались два Белых карлика. Вращаются вокруг общего центра масс. С какого Х они столкнуться решили? Откуда потеря энергии? Из-за гравитационных волн что-ли? Так этого не дождаться.

6
kharko137 · 09-10-2020

37 БК вращается в расширившейся газовой оболочке звезды и поэтому тормозится, движется по спирали к центру.

7
ostman61 · 09-10-2020

Тоже поддерживаю первый сценарий. Если слияние белых карликов происходит, то это крайне редкое событие в галактиках.

8
Teddy92 · 09-10-2020

Да, в системе двух белых карликов потеря энергии из-за гравитационных волн. В течении времени в миллиарды лет.

9
AlfKorol60 · 10-10-2020

К5: сталкиваться могут БК не только вращающиеся вокруг общего центра масс. Они могли вращаться вокруг общего центра масс галактики, но из--за относительной близости к друг другу начинают сближаться не по спирали, а по прямой. Так как галактика старая, мешающих событий в ней мало, вот и сближаются БК за миллиарды лет до контакта...

10
Teddy92 · 11-10-2020

Сближение по прямой - это почти невероятное событие. Примерно равно отношению площади поперечного сечения карлика к размеру галактики.

11
AlfKorol60 · 11-10-2020

Чем обоснуете такое утверждение? Не согласен с такой оценкой вероятности данного события, так как взаимодействие между ближними звёздами не должно напрямую зависеть от размера всей галактики. Оно зависит от движения двух звёзд в направлении перпендикулярном прямой, соединяющих их центры.
Больше влияет тип галактики - если она молодая и неспокойная, то у двух БК мало шансов сойтись по прямой (возмущение прилетит со стороны задолго до созревания БК и таки закрутит эту пару).
Если группа звезд (как ШЗС) и галактика (как карликовая сфероидальная) спокойные, то у двух близких звёзд (изначально неподвижных относительно друг друга) есть время и созреть и начать сближаться по прямой под действием гравитации. Насколько я понял, эта логика подтверждается статистикой авторов статьи.

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!