новости космоса
1974 4
15 февраля 2021 15:18:00

Роскосмос запустил корабль снабжения «Прогресс МС-16» с двухдневным полетом к МКС

Роскосмос приступил к очередной миссии по доставке грузов на Международную космическую станцию. Миссия «Прогресс МС-16» стартовала точно по расписанию с площадки № 31/6 на космодроме Байконур в Казахстане в 07:45:06 МСК 15 февраля.

В отличие от большинства российских миссий на МКС, этот полет не будет использовать ускоренную или сверхбыструю стыковку, а вместо этого выполнит двухдневное сближение на 33 орбите со станцией перед стыковкой в ​​среду, 17 февраля.

Космический корабль "Прогресс МС-16" завершил испытания и проверку своих солнечных батарей, силовых и бортовых систем в середине января, когда технические специалисты приступили к окончательной подготовке к полету.

В начале февраля корабль был заправлен топливом для полета перед стыковкой с переходником ступени «Блок-I». Затем были завершены комплексные проверки и окончательные проверки грузов и транспортных средств, прежде чем "Прогресс" был заключен в обтекатель полезной нагрузки.

В целом "Прогресс МС-16" перевозит около 2460 кг груза, в том числе 600 кг топлива, 40,5 кг сжатых газов, 420 кг питьевой воды и около 1400 кг сухих грузов, включая продукты питания и личные вещи для экипажа. Он также доставит станционное оборудование и научные эксперименты, а также ремонтный комплект для сервисного модуля «Звезда».

Инкапсулированный корабль "Прогресс МС-16" был загружен в специализированный железнодорожный вагон и доставлен из сборного центра Зоны 254 на площадку для интеграции и испытаний. Там на следующий день корабль был интегрирован с ракетой "Союз 2.1а".

"Союз 2.1а" - двухступенчатая ракета, первая ступень которой дополнена четырьмя жидкостными ускорителями. Они называются Blok-B, -V, -G и -D, и каждый приводится в действие одним двигателем РД-107А.

Первая ступень «Блок-А» оснащена одним двигателем РД-108А, а вторая ступень «Блок-I» оснащена двигателем РД-0110.

Все ступени и ускорители работают на керосине ракетного класса РП-1 и жидком кислороде.

"Союз 2.1а" является частью семейства ракет "Союз-2", которое относится к семейству ракет R7, восходящих к 1950-м годам, и обладает лучшими характеристиками и безопасностью двигателей, а также современным оборудованием и программным обеспечением, чем его предшественники.

Впервые "Прогресс" был представлен в 1978 году как грузовой корабль для космической станции Салют-6. Как и "Союз", он неоднократно модернизировался, а его текущая серия МС дебютировала в 2015 году.

После полной интеграции корабля "Прогресс МС-16" с ракетой-носителем "Союз 2.1а" в пятницу, 12 февраля, их доставили по железной дороге на площадку № 31/6, где подняли вертикально.

У миссии было окно мгновенного запуска в 07:45:06 МСК в понедельник, 15 февраля, чтобы вывести Прогресс на орбитальную плоскость станции.

Во время старта МКС находилась примерно в 12 660 км на другой стороне планеты, пересекая южную оконечность Аргентины и Южную Америку, а затем начала свой северо-восточный проход через южную Атлантику.

Поднявшись с площадки, "Союз" выполнил маневр по тангажу и крену, чтобы выйти на правильную траекторию и выйти на орбиту с наклонением 51,6 градуса.

После отделения четырех боковых ускорителей ступень Блок-А продолжала лететь до Т + 4 мин 45 секунд, в течение которых обтекатель полезной нагрузки отделился, как только аппарат вышел из большей части видимой атмосферы.

Всего за три секунды до остановки и отделения ступени Блок-А, двигатель РД-0110 второй ступени Блока-I запустился, используя двигатель ступени Блок-А, который все еще работал, для создания стабильности подачи топлива для зажигания двигателя.

Затем ступень «Блок-I» проработала примерно четыре минуты, чтобы вывести «Союз» на круговую орбиту длиной 200 км, при этом окончательная продолжительность работы двигателя определяется бортовыми компьютерами корабля «Союз 2.1а» на основе конечной массы корабля «Прогресс МС-16».

Разделение прогресса произошло через четыре секунды после остановки ступени «Блок-I», после чего корабль немедленно развернул свои антенны связи и солнечные батареи.

В течение следующих двух дней "Прогресс" выполнит серию включения двигателей, чтобы поднять свою орбиту до нынешней орбиты станции 417 x 422 км.

В то время как большинство грузовых и кораблей для экипажей серии "Прогресс" и нынешних "Союз МС", соответственно, использовали профили быстрой или сверхбыстрой стыковки со станцией (стыковка за три-шесть часов после запуска), такой полет вполне оправдан и скорость не всегда требуется.

По этому поводу было выбрано более продолжительное двухдневное «свидание».

Приближаясь к станции в среду, 17 февраля, автоматическая стыковочная система "Прогресс МС-16" «Курс-НА» совершит стыковку со стыковочным отсеком "Пирс" (DC-1) примерно в 09:20 МСК.

Учитывая необычную автоматическую стыковку корабля "Прогресс МС-15" в 2020 году, когда из-за проблем с программным обеспечением он отклонился от курса и значительно качнулся, когда он находился всего в 3-5 метрах от станции, системе стыковки будет уделено больше внимания, чем обычно. Будет также возможность или необходимость для российских членов экипажа на станции взять на себя ручное управление «Прогресс МС-16».

Ручное управление было запрошено во время сбоя программного обеспечения «Прогресс МС-15», но запрос был отклонен Центром управления полетами в Москве. Через несколько минут произошла успешная, автоматическая стыковка.

После стыковки корабля "Прогресс МС-16" с "Пирсом" экипаж 63-й экспедиции приступит к разгрузке груза. Корабль должен оставаться в доке до июня 2021 года, когда по текущему плану он будет использоваться для удаления Пирса со станции и вывода его в атмосферу Земли для уничтожения.

Эта задача была поручена предыдущим миссиям "Прогресс", включая "Прогресс МС-15". Удаление модуля "Пирс" очистит порт надира на служебном модуле "Звезда" для долгожданного прибытия модуля "Наука" - многоцелевого российского модуля для станции.

В настоящее время запуск модуля «Наука» запланирован на июль 2021 года, и он станет первым российским модулем, добавленным к станции после модуля «Рассвет» (MRM-1) в мае 2010 года, который сам был доставлен на МКС экипажем космического корабля «Атлантис» во время 132 миссии на STS-132.


(Добавил: Sly)

комментарии
1
JamesWebb92 · 15-02-2021

Мне понятно кто пишет ПО для мобильников и компьютеров: кто угодно. Любой дядя Вася или студент Васька могут, обкурившись глицерином, сесть и начать создавать приложение. А потом продавать его. Так и делают и поэтому оно всё так работает. Но как для ракеты можно написать глючный софт, мне категорически не понятно. Ведь на космических кораблях и ракетах стоят небольшие по объёму данных системы и программы. Неужели нельзя всё это проверить на предмет возможных ошибок?

2
MP214 · 15-02-2021

ПО постоянно корректируют и редактируют (модернизируют). Появился новый агрегат, поставили, надо в софт добавить параметры и т.д. Стараются, но бывает что-то не учли или не стерли старую информацию полностью.

3
dengess1-6 · 15-02-2021

Меня больше побеспокоило бы по для боингов.

4
JamesWebb92 · 16-02-2021

dengess1, было интересное столкновение самолётов. Где-то над Европой, кажется. У наших пилотов в приоритете была команда диспетчера. А у иностранных (не помню какой страны) - команда компьютера. Система предупреждения столкновений просила один самолёт подняться вверх, а другой опуститься вниз. Но один самолёт снижался по команде ПО, а другой, хоть система и требовала набор высоты, снижался по команде диспетчера. Так они и встретились.
Можно конечно переживать за ПО, но самолёты обычно падают по вине людей.
зы: загуглил, столкновение над Боденским озером это было.

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!