новости космоса
3247 13
04 июля 2021 18:01:59

50 лет спустя: Вспоминая миссию «Союз-11»

Утром 30 июня 1971 года, на рассвете, в степях Казахстана, спасатели готовились к посадке экипажа корабля «Союз-11», завершившего успешный 24-дневный полет к первой в мире космической станции «Салют-1». Советское руководство и общественность с нетерпением ждали возвращения домой космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева после того, как они побили мировой рекорд по продолжительности космического полета в 18 суток, установленный годом ранее их соотечественниками на борту «Союз-9».

Парашютная система спускаемого аппарата «Союз-11» начала разворачиваться, как и планировалось, примерно на высоте 10 километров. С экипажем не было связи, но наземные экипажи готовились к тому, что, как они ожидали, должно было стать номинальным возвращением с орбиты.

Спускаемый модуль совершил посадку на посадочной площадке к востоку от Джезказгана, которая до сих пор используется для посадки Союзов. Космический корабль приземлился в прекрасный день с ясным небом. Спасательные команды приступили к спасению космического корабля и открыли люк.

То, что они обнаружили внутри «Союза-11», потрясло их, с тяжелыми последствиями для советской программы, и породило модификации безопасности и оборудования, которые используются в настоящее время.

Экипаж «Союза-11» из трех человек погиб.

Союз 11

Проект "Салют" по запуску первой в мире орбитальной космической станции для посещения, проживания и проведения исследований был одобрен советской программой после посадки "Аполлона-11" на Луну. Поскольку Советы проиграли гонку по высадке людей на Луну и имели серьезные проблемы с их тяжелой ракетой Н-1, необходимой для собственных лунных посадочных миссий, они решили сосредоточиться на других космических первенствах, в которых они смогли опередить американцев.

Советское руководство программы решило, что длительные орбитальные полеты - это путь вперед для космических полетов, пока проблемы Н-1 еще находились в работе. Эти полеты начались в июне 1970 года с корабля "Союз-9", когда космонавты Андриан Николаев и Виталий Севастьянов в течение 18 дней летали на последнем космическом корабле первого поколения "Союз - 7К-ОК", проводя биомедицинские эксперименты, наблюдения Земли и учения по звездной навигации - подтверждая возможность более длительных полетов на борту будущей станции "Салют".

Утром 19 апреля 1971 года с космодрома Байконур-81/24 стартовала ракета "Протон-К" с орбитальной станцией "Салют - 1", построенной по проекту "Алмаз", первоначально разработанному конструктором Владимиром Челомеем в качестве военного ответа на проект пилотируемой орбитальной лаборатории ВВС США. Станция "Салют", полностью оборудованная мастерская, успешно вышла на орбиту 200 х 222 км над Землей и была проверена при подготовке к приему экипажей космонавтов, опередив на два года программу NASA Skylab на орбите.

Полет "Союз-10" под командованием Владимира Шаталова с бортинженером Алексеем Елисеевым и системным инженером Николаем Рукавишниковым стала первым полетом нового корабля "Союз-7К - ОКС" - с системой стыковки, а также внутренним переходным туннелем. Эта миссия ознаменовала первую отправку людей на действующую космическую станцию через 10 лет после первого полета Юрия Гагарина.

Космический корабль стартовал 22 апреля и завершил мягкую стыковку с "Салютом-1", чтобы начать то, что планировало стать первым пребыванием экипажа на новой космической станции. Однако проблема с бортовым компьютером и системой ориентации корабля "Союз-10" привела к сбою процесса жесткой стыковки. После того, как экипаж столкнулся с трудностями при выводе стыковочного зонда, они, наконец, решили проблему, прервали миссию, покинули станцию и снялись с орбиты для возвращения на Землю 24 апреля.

После работы над решением проблем жесткой стыковки "Союза-10" была подготовлена очередная попытка отправки экипажа на "Салют-1". Экипаж "Союза-11" под командованием знаменитого космонавта Алексея Леонова, бортинженера Валерия Кубасова и инженера-исследователя Петра Колодина заканчивала подготовку и готовилась к старту 4 июня.

Экипаж вместе со своими дублерами Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым направился на космодром Байконур, когда приближался день старта.

3 июня было принято решение, из-за проблемы обнаруженной во время планового предполетного медицинского обследования космонавтов. Как и экипаж "Аполлона-13" годом ранее, член экипажа был отстранен в последнюю минуту, что привело к замене его резервным. Однако процесс советской программы отличался от НАСА - весь основной экипаж был заменен на резервный.

Московские врачи обнаружили темное пятно на правом легком Кубасова и диагностировали у него раннюю стадию туберкулеза. Диагноз Кубасова оказался неправильным и он не заболел. По воспоминаниям Алексея Леонова, у Кубасова была аллергия на инсектицид, применяемый к деревьям, и он быстро выздоровел. Однако это не имело значения для руководства советской космической программы, и резервный экипаж был подтянут к основному экипажу, готовясь к тому, что теперь он стартует на "Союз-11" 6 июня.

Новый командир экипажа "Союза-11" Георгий Добровольский, родившийся в Одессе, Украина, был подполковником Советских ВВС, женат, имеет двоих детей и был выбран в качестве космонавта в 1963 году вместе с другими советскими летчиками ВВС в так называемую группу 2. После восьми лет службы в отряде космонавтов Добровольский собирался совершить свой первый полет в космос.

Бортинженер "Союза-11" Владислав Волков, коренной москвич, женатый, с одним ребенком, был инженером, работавшим над проектами "Восток" и "Восход" в КБ Королева, прежде чем в 1966 году был назначен космонавтом в составе 1-й группы подготовки инженеров-космонавтов "Энергии". В отличие от Добровольского, Волков имел опыт работы в космосе в составе экипажа "Союза-7", совершившего полет в октябре 1969 года.

Как и Волков, инженер-исследователь Виктор Пацаев был штатским и работал в КБ Королева. Родившийся в Актюбинске, Казахстан, женатый, с двумя детьми, Пацаев был инженером, отобранным в 1968 году в 3-ю группу гражданских специалистов. "Союз-11" ознаменовал первый полет Пацаева в космос.

Утром 6 июня 1971 года “Союз-11” стартовал с космодрома Байконур 1/5 "Гагаринского старта" и успешно вышел на орбиту. Через 24 часа “Союз-11” и его экипаж, получивший позывной "Янтарь", успешно состыковались с "Салютом-1" и преодолели проблемы с жесткой стыковкой, мучившие "Союз-10", хотя и не без некоторого напряжения из-за того, что стыковка происходила вне связи с землей.

Экипаж вошел в Салют-1, но обнаружил в воздухе неприятный запах и вынужден был заменить два вентилятора. Поскольку воздух должен был проходить через скрубберы, экипаж провел первую ночь в своем "Союзе", а затем выключил космический корабль, чтобы начать свое запланированное 30-дневное пребывание на станции "Салют".

"Салют-1" имел 99 кубических метров объема, намного больше, чем девять кубических метров "Союза-11", и был самым вместительным космическим кораблем с экипажем, который летал до этого времени. Станция включала стыковочный модуль с туннелем и приспособлением для ультрафиолетового звездного телескопа "Орион", более широкий передний рабочий отсек с сиденьями, пультами управления, видео-и фотокамерами, а также более широкий и длинный задний рабочий отсек для биологических экспериментов, коническую установку для дополнительных экспериментов, беговую дорожку, спальные станции и холодильную установку для пищевых продуктов.

"Салют-1" также содержал негерметичный отсек в кормовой части корабля с системами, взятыми непосредственно из конструкции "Союза", включая двигатели, а также солнечные панели, очень похожие, если не идентичные панелям космического корабля "Союз 7К-ОКС". К стыковочному модулю были прикреплены две дополнительные солнечные панели, а также антенны стыковки, которые были установлены на этом стыковочном модуле, используя систему, которая была разработана на протяжении многих лет и все еще используется сегодня.

Экипаж "Союз-11" приступил к работе над биологическими экспериментами и освоился с рутиной жизни и работы в космосе. Группу показывали по советскому телевидению, за ней следили и обожали по всему Советскому Союзу. С каждым днем они отращивали бороды и упражнялись на беговой дорожке, чтобы оставаться в форме для возвращения, но обнаружили, что беговая дорожка вибрирует всю станцию.

Виктор Пацаев отметил свой 38-й день рождения в космосе, став первым человеком, который это сделал.

Пацаев также стал первым человеком, который управлял астрономическим телескопом в космосе, когда он использовал телескоп Орион для получения ультрафиолетовых спектров звезд, получая данные от звезд Вега и Бета Центавра, которые были недоступны с поверхности Земли.

Экипаж также фотографировал Землю из космоса, проводил военные эксперименты, получал медицинские данные о себе и даже выращивал растения льна в небольшой теплице под названием Оазис - первый из многих экспериментов по выращиванию сельскохозяйственных культур в космосе. Планировались наблюдения за Солнцем, но неисправная крышка объектива не позволяла использовать солнечный телескоп.

Однако 16 июня динамика миссии изменится. Владислав Волков отметил запах гари, доносившийся из задней части станции, а также густой черный дым. Он сообщил об этом в Центр управления полетами, используя кодовое слово из-за требования советской программы о секретности. Однако наземные диспетчеры забыли кодовое слово, поэтому Волкову пришлось использовать простой язык, чтобы передать серьезность ситуации.

Небольшой пожар был потушен после того, как экипаж эвакуировался на "Союз-11" и после того, как оборудование было выключено и снова включено. Однако из-за пожара и других проблем программа пересмотрела продолжительность полета "Союза-11". Было принято решение завершить полет на шесть дней раньше срока, и 26 июня экипаж завершил все эксперименты. Космонавты сосредоточили свои усилия на том, чтобы перевести станцию в “режим хранения” и упаковать для возвращения на Землю, в том числе некоторые из высокоприоритетных экспериментальных образцов, так как у "Союза" не было места для возвращения всех образцов.

29 июня в 21:25 по московскому времени после некоторых проблем с герметизацией люка на корабле "Союз", которые были решены с помощью космонавта Алексея Елисеева, связавшегося с Добровольским и его экипажем из центра управления полетами, "Союз-11" отстыковался от "Салюта-1" и отошел от первой космической станции-первопроходца.

Добровольский и его экипаж, одетые в матерчатые летные костюмы, похожие на те, которые носили пилоты, отвели космический корабль от "Салюта-1" и сделали фотографии, чтобы документировать состояние станции, в порядке, аналогичном тому, что экипажи сделали с более поздними станциями "Салют", "Скайлэб", " Мир " и МКС. После того, как они покинули окрестности станции, они приготовились к возвращению на Землю.

Добровольский доложил в центр управления полетами по-русски: “Все получено, посадка идет отлично, все в порядке, экипаж отличный” после получения инструкций от центра управления полетами. В 01:35 по московскому времени 30 июня 1971 года сводящий с орбиты двигатель "Союза-11" работал в течение 187 секунд. Работы двигателя была нормальной, хотя после этого момента никаких сообщений от экипажа не поступало.

Пока космический аппарат находился на высоте 116 километров, в 01:47 по московскому времени орбитальный и двигательный модули отделились от спускаемого модуля. Однако на борту спускаемого модуля экипаж только что подвергся смертельной опасности.

Клапан выравнивания давления за пультом управления, предназначенный для срабатывания на высоте 4 км непосредственно перед посадкой, сработал преждевременно из-за удара от разделения орбитального и служебного модулей, когда взрывные болты, соединяющие их со спускаемым модулем, сработали одновременно, а не последовательно. Поскольку космический корабль быстро разгерметизировался, у троих мужчин было всего 13 секунд полезного сознания, чтобы попытаться исправить ситуацию.

Добровольский и Пацаев попытались разобраться в ситуации. Пацаев был самым близким к открывшемуся клапану космонавтом, и позже следствие предположило, что он, возможно, пытался закрыть клапан, но безуспешно.

Послеаварийные испытания показали, что потребовалось бы 52 секунды, чтобы закрыть клапан вручную, намного дольше, чем на самом деле было у экипажа. Всего через 110 секунд после отделения модуля все трое погибли.

Однако в центре управления полетами, хотя и было некоторое беспокойство из-за отсутствия связи, радар в Крыму засек "Союз-11" на нормальной траектории возвращения, заставив центр управления полетами подумать, что все в порядке.

Спасательные силы в казахской степи первыми поняли, что произошло при открытии люка "Союза-11". В течение нескольких минут медики пытались сделать им искусственное дыхание и реанимацию, но с момента гибели прошло более 30 минут.

Советская общественность и весь мир впервые узнали о катастрофе через бюллетень ТАСС, который начинался словами “ТАСС сообщает о гибели экипажа корабля «Союз-11». Расследование катастрофы и причины гибели экипажа были быстро установлены.

Астронавт НАСА Том Стаффорд отправился в Москву, чтобы представлять Соединенные Штаты на государственных похоронах космонавтов, а экипаж "Союза-11" был посмертно награжден золотыми звездами Героя Советского Союза.

После премьера Леонида Брежнева другие чиновники и многие простые граждане отдали дань уважения, а Стаффорд стал одним из носильщиков гробов для урн с кремированными останками, которые были погребены в Кремлевской стене.

Когда расследование было завершено, началась перестройка клапанов выравнивания давления и других аспектов космического корабля "Союз", а последствия катастрофы даже достигли программы "Аполлон".

В казалось бы беспрецедентный момент, когда соперники учились друг у друга во время холодной войны, было принято решение, чтобы экипаж лунной посадки "Аполлона-15", Дэйв Скотт и Джим Ирвин, надели свои скафандры A7L во время подъема с поверхности Луны.

Миссия "Союз" без экипажа в 1972 году подтвердила изменения в космическом корабле, а размер экипажа был ограничен до двух, для возможности размещения космонавтов одетых в космический скафандр Сокол. Скафандр, известный по-русски как “Космический сокол”, был изготовлен для космонавтов во время старта и посадки для каждого последующего полета Союзов, начиная с "Союза-12" в сентябре 1973 года.

В то время как Добровольский, Волков и Пацаев принесли жертву 50 лет назад сегодня и являются единственными людьми, которые погибли за пределами Земли, их трагическая потеря наступила после завершения их миссии. И хотя легко помнить физические напоминания об их смерти: в скафандрах, переделках Союза, их работа на "Салюте-1" проложила путь для стольких элементов жизни в космосе, которые сегодня мы в значительной степени принимаем как должное… что без них нам пришлось бы узнать о них гораздо позже.

В конечном счете, каждый человек, покинувший планету с того рокового июньского утра 1971 года, в долгу перед экипажем «Союза-11»… как и миллиарды людей, живущие на Земле и пользующиеся наработками от 24 - дневной научно-исследовательской миссии экипажа.


(Добавил: RoboAstroNews)

комментарии
1
MP215 · 04-07-2021

Настоящие герои

2
3757 · 04-07-2021

Как всегда, после любой аварии. Пуганая ворона куста боится. Начинается жуткая перестраховка в ущерб всему.

3
Teddy92 · 04-07-2021

"Советское руководство программы решило, что длительные орбитальные полеты - это путь вперед для космических полетов".
Так оно и есть. Сейчас на МКС летают подолгу. А эти вылазки на Луну так и остались космическим казусом.

4
MP215 · 04-07-2021

Китай сейчас быстро все наверстает.

5
itatel117 · 04-07-2021

Далеко ли ушло развитие космонавтики за 50 лет? Скорей всего нет

6
Rocketbarrel72 · 05-07-2021

Единственный полет за всю историю запусков, когда внутрикорабельные скафандры могли бы выполнить свою работу, если бы они там были. А на еще - концептуальная инженерная ошибка разработчиков "Союза" - патрубок клапана, сработавшего по ошибке раньше времени, был спрятан под обшивкой СА. Если бы его по-уму вывели из-под обшивки просто внутрь обитаемого пространства СА, то при его неправильном срабатывании у космонавтов было бы еще секунд 40, чтобы заткнуть патрубок пальцем или чопиком из подручных материалов. Диаметр патрубка был 5 мм. Я такой пальцем на работающем форвакуумном насосе затыкал, без никаких последствий. "Возможность ручного управления нужно оставлять всегда" - вот это правило нарушили разработчики "Союза".

7
dengess1-6 · 05-07-2021

© ""Возможность ручного управления нужно оставлять всегда" - вот это правило нарушили разработчики "Союза"."
Наверно из-за того, что руководство не доверяло подчинённым? Вдруг сойдут с ума и направят СА на территорию врага.

8
Teddy92 · 05-07-2021

"После премьера Леонида Брежнева другие чиновники и многие простые граждане отдали дань уважения, а Стаффорд стал одним из носильщиков гробов"
Премьера? стаффорд... ясно, кто смакует гибель наших космонавтов такой пространной статьей. Лучше бы про своих астронавтов с шаттлов писали.

9
itatel117 · 05-07-2021

Teddy: на уровне простых космонавтов и астронавтов видится хорошее отношение друг к другу. Союз-Аполлон воспринимался как праздник. Правда со времён МКС чувствуется синдром коммунальной квартиры

10
Rocketbarrel72 · 05-07-2021

К 7. Направить СА на территорию врага у них была. Доверие или не доверие к экипажу тут никаким местом. Не было возможности грубо вмешаться в работу автоматического клапана, выравнивающего давление. Инженеры о таких доп. возможностях и тогда не думали, и сейчас не думают. Этой возможности и сейчас в СА Союз нет (но есть скафандры в обязательном порядке).
---
После катастрофы оригинальный клапан, который убил космонавтов, проверяли всем возможными способами в рамках расследования. Производственного брака не обнаружено. На испытаниях клапан вел себя идеально, воспроизвести аварийную ситуацию так ни разу не удалось (ни с оригинальным клапаном, ни с его "дублерами"). Катастрофу Союза-11 можно считать "трагической случайностью" с гораздо большим основанием, чем, например гибель "Титаника", которой предшествовало множество "косяков" со стороны экипажа самого "Титаника". Условно можно считать, что клапан, который должен сработать 1 раз за полет, имеет ресурс 10.000 срабатываний, но при этом дает сбой 1 раз на 1.000.000 срабатываний. На Союзе-11 этот несчастный случай словили.

11
Rocketbarrel72 · 05-07-2021

Формально событие, которое обычно называют "катастрофой Союза-11" является как раз несчастным случаем, а не катастрофой:
Авария - это когда произошел большой материальный ущерб, но нет погибших, хотя могут быть раненые;
Катастрофа - это когда есть и большой материальный ущерб, и погибшие;
Несчастный случай - это когда есть погибшие или травмированные, но материальный ущерб ничтожен или отсутствует.

12
Bechmet111 · 05-07-2021

Ну да мы всегда крепки умом после событий! Вечная память всем погибщим при освоении космоса, а ты танцуешь на гробах!

13
Teddy92 · 06-07-2021

Потанцевать на гробах не удастся.

Они похоронены в кремлевской стене.

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!