новости космоса
3817 38
14 августа 2021 23:59:36

Космический аппарат «Спектр-РГ» обнаруживает первые события приливного разрыва

Используя телескоп eROSITA, установленный на борту космического аппарата «Спектр-РГ», астрономы обнаружили 13 новых событий приливного разрыва. Это стало первым случаем идентификации событий такого рода при помощи данного аппарата.

События приливного разрыва представляют собой астрономические явления, которые происходят, когда звезда проходит слишком близко к сверхмассивной черной дыре (СМЧД) и оказывается разорвана на части приливными силами, действующими со стороны СМЧД. Такие осколки разорванной приливными силами звезды падают на ее поверхность, и с внутренней стороны ее аккреционного диска испускается излучение, которое указывает на наличие событий приливного разрыва.

Космический аппарат «Спектр-РГ» был запущен в космос в июле 2019 г. Ожидается, что его бортовой телескоп eROSITA обнаружит сотни или даже тысячи событий приливного разрыва за время проведения обзора всего неба под названием eRASS (eROSITA all-sky survey). Команда астрономов под руководством Сергея Сазонова из Российской академии наук сообщает, что первые события приливного разрыва были обнаружены при помощи аппарата «Спектр-РГ» в течение первых недель обзора неба eRASS.

В целом эти вновь обнаруженные события приливного разрыва имеют свойства, близкие к свойствам событий приливного разрыва, обнаруженных при помощи других рентгеновских обсерваторий. Особый интерес представляет событие приливного разрыва SRGE J144738.4+671821, которое, в отличие от остальных 12 событий, продолжало сохранять яркость после его открытия на протяжении еще 6 месяцев.

Самое далекое событие приливного разрыва из этого списка носит название SRGE J163831.7+534020, поскольку оно характеризуется красным смещением в 0,581. Это означает, что обзор неба eRASS уже увеличил протяженность зоны обнаружения событий приливного разрыва примерно в 4 раза, по сравнению с обзором всего неба ROSAT, который был проведен три десятилетия назад, пояснили члены команды спутника «Спектр-РГ».

Исследование опубликовано на сервере научных препринтов arxiv.org.


(Добавил: Hot Temp)

комментарии
1
Leonid3190 · 15-08-2021

Вот, кто тут жаловался -- российско-германская лаборатория работает на благо науки :-)

2
dengess1-6 · 15-08-2021

Осколки звёзды это как, не нейтродин же?
«Осколки» звучит слишком твёрдо. Наверное газовый поток вылетает из атмосферы звезды, а не осколки. !imho¡

3
Leonid3190 · 15-08-2021

dengess1, "ошмётки" подойдёт?

4
dengess1-6 · 15-08-2021

Ну ладно, подойдёт. Хотя звездное вещество это и не старый тулуп прадеда.

5
JamesWebb92 · 15-08-2021

Как главный борец за русский язык на этом сайте, поддерживаю dengess1. Астроньюс, возьмите вы на работу корректора наконец! Почему постоянно такой корявый русский язык в тексте статей?! От звезды не может быть осколков. Звезда состоит не из кристаллического материала. Это плазменный шар. Вы же научно-популярный ресурс. Текст должен быть не только без ошибок написан, в чём вас тоже можно упрекнуть, но и с научно-технической точки зрения нужно правильно слова подбирать. Ну какие "осколки", блин, ну серьёзно, что вы позоритесь...

6
Teddy92 · 15-08-2021

В оригинале "stellar debris", а в русской версии "звёздный мусор". Тоже филологами назло :)

7
Teddy92 · 15-08-2021

Хотя некто мажет сказать, что вы не знаете свойства реликтовых нейронов, которые формируют звезды. Может они кристаллические?

8
Teddy92 · 15-08-2021

"Возьмите вы корректора на конец"
Есть такое правило:
- Работает?
- Да.
- Ничего не трогай!

9
Teddy92 · 15-08-2021

Вообще обсуждаем совсем не то. Типа придумай название камню, который повстречал ровер на Марсе.
Проблема с чёрными дырами, если вы в них, конечно верите, в том, что с ростом массы ЧД радиус её растёт быстрее, чем расстояние приливного разрушения. И наступает момент, когда падающая в ЧД звезда булькает внутрь неразрушаясь и не подпитывая акреционный диск. Спектр РГ призван решить эту проблему. Набранные им данные позволят проверить различные теории акреции и выбрать верную.

10
itatel117 · 15-08-2021

Образное выражение. Вон никто не придирался на «расщепление» ядра? Где там щепки?

11
ostman61 · 15-08-2021

«Осколки» звезды, это для большего пафоса и сенсации. Журналистам надо приукрасить, чтобы привлечь побольше читателей к какой-нибудь никчемной новости, как например, эта.

12
12352312f101 · 15-08-2021

Великий и могучий русский язык. А когда с нашего языка опять начнут переводить на английский оксфордский?

13
dengess1-6 · 15-08-2021

Хотя с другой стороны, живой язык постоянно меняется. Может лет так через … сот словом “осколки“ будут называть любые выделения, не только твёрдые.

14
viktorchibis92 · 16-08-2021

Teddy, пора бы выучить терминологию KST.
Реликтовые нейтроны (повышенной массы 939,75120755 МэВ) – это ЕДИНСТВЕННЫЙ продукт нуклонизации симпльной плазмы. Их формирование заканчивается с окончанием запаса в симпльной плазме коротких симплов (из которых формируются кварки). Из реликтовых нейтронов идет процесс первичного нуклеосинтеза по схеме Гамова. Данный процесс заканчивается с окончанием реликтовых нейтронов (adieu). Больше реликтовые нейтроны никоим образом в материальном мире появиться не могут.
Вы, наверное, спутали реликтовые нейтроны с лёгкими нейтронами (930,08808135 МэВ), коими являются все нейтроны в изотопе 56Fe, и из которых состоит нейтронное вещество Нейтронных звезд. С учетом того, что гравитационными детекторами уже зафиксировано столкновение НЗ и ЧД, надо думать, что Нейтронные звезды проваливаются под Горизонт событий ЧД целиком, без приливного разрушения (по крайней мере до Горизонта событий). Спектр-РГ возможно это подтвердит (правда я не совсем понимаю как).

15
Teddy92 · 16-08-2021

Все я понял с реликтовыми нейтронами. Просто я смеюсь над этим бессмысленным спором над "осколками". Грамманаци появляются когда сказать нечего по сути.

16
Teddy92 · 16-08-2021

С русского языка начнут переводить на другие языки мира, когда мы будем говорить что то существенное, а не только пытаться барыжить вслед за оксфордцами.

17
viktorchibis92 · 16-08-2021

Насчет Спектра-РГ.
Измерять желательно со смыслом, а не только всё подряд.
Сюняев и Ко лучше бы своими инструментами измерили размеры пузырей Ферми в нашей галактике (и ближних других галактиках), массу пузырей, расстояние от центра масс до СМЧД, и какие-нибудь эффекты, говорящие о преимущественном заряде пузырей.

18
Leonid3190 · 16-08-2021

viktorchibis "какие-нибудь эффекты, говорящие о преимущественном заряде пузырей" или его отсутствии :-))

19
viktorchibis92 · 17-08-2021

Leonid, абсолютно согласен с вашим уточнением.

20
Leonid3190 · 17-08-2021

".. с ростом массы ЧД радиус её растёт быстрее, чем расстояние приливного разрушения .." (с)Teddy
Для приливного разрушения требуется ДВА тела и положение точки равнодействия на линии между их центрами зависит от СООТНОШЕНИЯ их масс, поэтому учитывать только массу ЧД не корректно.

21
Teddy92 · 17-08-2021

Проблема не в росте ЧД, а в образовании СМЧД. Поэтому в данном случае масса МЧД намного больше массы звезды и последнюю можно в расчет не брать.

22
Leonid3190 · 17-08-2021

Teddy, приливное РАЗРУШЕНИЕ звезды у СМЧД начинается тогда, когда полость Роша оказывается ВНУТРИ радиуса звезды, а граница этой полости делит расстояние (по центрам) пропорционально корню квадратному отношения масс.
Например для наших Солнышка (радиусом 685000 км) и СМЧД в 4200000 солнышек полость Роша окажется внутри Солнца на расстоянии 9.4 а.е. от СМЧД и лишь тогда оно будет разрушаться.
.
А вопрос образования СМЧД в первую сотню - две миллионов лет для меня закрыт, хотя в отличии от коллеги graviton-а, остальные тайны продолжают мучить :-))

23
Teddy92 · 18-08-2021

Вопрос в том, чтобы точка пересечения полостей Роша оказалась внутри звезды. Тогда звезда не будет разрушаться, а упадет в СМЧД целой и не будет подпитывать акреционный диск. А 9.4 а.е. намного больше радиуса Солнца.

24
Leonid3190 · 18-08-2021

".. точка пересечения полостей Роша .."
Teddy, хватит троллить :-))
Полость Роша ОДНА для двух тел по определению и при равенстве масс представляет собой плоскость перпендикулярную линии, проведённой через центры масс ровнёхенько посередине, а при разных массах эта плоскость перемещается к меньшему телу и сворачивается в эллипсоид вращения, в ближнем фокусе которого оно (меньшее тело) находится.
.
"..оказалась внутри звезды. Тогда звезда не будет разрушаться .."
Точно наоборот, как только эллипсоид полости коснётся поверхности звезды, тем более окажется внутри, начнётся грабёж :-)))

25
Teddy92 · 19-08-2021

У меня другие представления о полости Роша:

26
Teddy92 · 19-08-2021

Когда M1>>M2, то точка L1 оказывается внутри M2 и разрыва не происходит.

27
Leonid3190 · 19-08-2021

Teddy, классика: в двойных системах вокруг каждого тела существует область, где силы её притяжения больше притяжения другого тела. Геометрическое место точек где эти силы равны по модулю и образуют "полость Роша".
Если учитывать центробежные силы и сравнивать не модули, но векторы, получится ваша картинка, причём с условием, что все движения происходят по круговым орбитам вокруг общего центра.
(Напомню, что википедии я не считаю источником истины.)
Разрыв наступает именно тогда, когда граница полости Роша оказывается ВНУТРИ тела, до этого момента см. выше: "силы её притяжения больше притяжения другого тела".

28
Teddy92 · 20-08-2021

Вообще-то тела движутся по эллиптическим орбитам :) Платона с его совершенными кругами и эпициклами раскатали ещё в средние века.

29
Teddy92 · 20-08-2021

Похоже, что мы говорим о разных телах в которые проникает точка Лагранжа L1 полости Роша о ЧД и падающей звезде.. Если L1 внутри СМЧД, то никакого разрыва нет.
Ещё раз. Радиус ЧД растет с ростом массы быстрее, чем расстояние до L1. Поэтому, начиная с некоторой массы ЧД, разрыва не происходит.

30
Leonid3190 · 20-08-2021

Teddy, утверждение "точка L1 может находится на горизонте событий, тем более внутри ЧД" не соответствует действительности (ложно).
Имеем ЧД массой "М" солнечных и Солнце массой в 1 солнечную, касающуюся горизонта.
Rг = 2,9563 [км/m(с)]
L1 = R*(1-(m/(3*(M+m)))^0.333..) -- от центра звезды
L1 = R*(1-(M/(3*(M+m)))^0.333..) -- от центра ЧД
Rс = 685000 км
Подберём такую массу ЧД, чтобы L1 была на горизонте:
M*2.9563 = (M*2.9563+685000)*(1-(M/(3*(M+1))^(1/3)) -- уравнение не имеет действительных решений.
В предложенных условиях положение L1 (в радиусах горизонта) при различных массах ЧД (в солнечных):
1 000 -- 1.1749
10 000 -- 1.0745
100 000 -- 1.0333
1 000 000 -- 1.0152
10 000 000 --1.0070
100 000 000 -- 1,0032 и т. д.
Ни при каких массах ЧД точка Лагранжа L1 не может оказаться внутри горизонта событий и поглощаемая звезда не может "булькнуть" минуя фазу аккреционного диска (о чём и печалятся астрономы), разве что при падении по радиусу, но и так звезда начнёт разрушаться , но не успеет разрушиться полностью и "булькнет".
:-))

31
Teddy92 · 20-08-2021

"Имеем ЧД массой "М" солнечных и Солнце массой в 1 солнечную, касающуюся горизонта."
Замечательно. Солнце уже касается ГС в целости и сохранности. Достаточно издать характерный звук "бульк" и пропасть для нашей Вселенной безвозвратно.

32
Teddy92 · 20-08-2021

Рецепт "Как ошибиться в астрономических расчетах".
1. Берете релятивистский случай.
2. Применяете классические формулы.
3. Получаете ошибку и называете её парадокс.

33
Leonid3190 · 20-08-2021

Teddy, ЧД самый релятивистский случай, релятивистее не бывает, однако горизонт событий считаем по Ньютону :-))
Флаг в руки и покажите конфигурацию с учётом не классичности и точкой L1 под горизонтом.
А по классике никакого труда посчитать на каком расстоянии нашего Солнышка от ЧД любой массы начнёт разрушаться в аккреционный диск (задолго до касания горизонта).

34
Teddy92 · 20-08-2021

Мы пойдем другим путем.
Масса СМЧД в центре Млечного пути 4 млн солнечных.
Берем ваш классический расчет на веру 10 000 000 --1.0070
Итак, в 7 тысячных от ГС начинается разрыв. И где здесь аккреционный диск? Ну, сплющится звезда, что и будет звуком "бульк", и нырнет. Никакого колечка и в помине.

35
Leonid3190 · 20-08-2021

Teddy, выкладывал выше, разрыв начнётся с расстояния 9.4 а.е. от центра ЧД (это чуть дальше Сатурна от Солнца), или в 1 406 000 000 км, или в 113 радиусах горизонта событий и закончится аккреционным диском.

36
Teddy92 · 21-08-2021

D = R ∛(M/m)
где D - расстояние роша, R - радиус разрываемой звезды, M - масса СМЧД, m - масса звезды.

37
Teddy92 · 21-08-2021

Радиус ГС СМЧД
R = 3M,
где M - масса ЧД в солнечных массах, R в км.
*
Отсюда видим, что Радиус ГС растет быстрее, чем критический радиус Роша при росте СМЧД. И при определенной её величине ГС начинает превосходить точку разрыва Роша.

38
Leonid3190 · 22-08-2021

".. D = R ∛(M/m) .." (с)Teddy
См. комментарий №32 :-)))
Эта формула приблизительная, не отражает суммарное влияние тел друг на друга и взялась из периодов отдельного рассмотрения тел.
Период "T" круговой орбиты по Ньютону для тела массой "M" на расстоянии "R"
T = 2*Pi*(R^1.5)/((G*M)^0.5)
Период "T" круговой орбиты по Ньютону для тела массой "m" на расстоянии "r"
T = 2*Pi*(r^1.5)/((G*m)^0.5)
Автор "ничтоже сумняшется" поместил тело "m" на расстоянии "R" от тела "M" и уровнял периоды
2*Pi*(R^1.5)/((G*M)^0.5) = 2*Pi*(r^1.5)/((G*m)^0.5)
Отсюда
R/r = (M/m)^(1/3)
Точка L1 Солнце/Земля по этой формуле находится на расстоянии 2.16 млн км от Земли.
Более точная формула приведена в комментарии №30, а исходник :
Μ*r^5 - 3*R*Μ*r^4 + 3*R^2*Μ*r^3 - m*R^3*r^2 + 2*m*R^4*r - m*R^5=0

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!