Действительно интересно. На этой ракете клиновоздушный двигатель. Сопло его не снаружи струи, а наоборот, внутри. Это спорная конструкция. Тем интереснее натурные испытания.
Первый полет РН Alpha компании Firefly Aerospace завершился неудачей
Первый запуск ракеты «Alpha» Firefly Aerospace завершился неудачей - ракета взорвалась через две с половиной минуты после старта 3 сентября
Ракета «Alpha» стартовала с космодрома в 04:59 МСК. Первая попытка запуска в 04:00 МСК была прервана в последние секунды обратного отсчета по неустановленным техническим причинам, но контроллеры запуска сбросили обратный отсчет для второй попытки запуска.
Примерно через две с половиной минуты после старта ракета, казалось, упала, а затем взорвалась. «Альфа столкнулась с аномалией во время разгона на первой ступени, которая привела к потере ракеты», - написал представитель Firefly в своем твиттере.
«Хотя еще слишком рано делать выводы о первопричине, мы будем старательно проводить наше расследование в партнерстве с FAA и базой космических сил Ванденберг», - говорится в более позднем заявлении компании. «Хотя мы и не выполнили все задачи нашей миссии, мы достигли ряда из них: успешное включение первой ступени, взлет с площадки, разгон до сверхзвуковой скорости, и мы получили значительный объем полетных данных».
В отдельном заявлении как компания, так и космические силы заявили, что никто не пострадал, хотя есть свидетельства очевидцев падения обломков ракеты в городе Оркатт, штат Калифорния, к северу от Ванденберга.
Первая ступень ракеты, возможно, была неэффективной. Согласно данным миссии, распространенным Firefly перед запуском, предполагалось, что аппарат достигнет скорости 1 Маха через 67 секунд после старта, а затем через девять секунд достигнет максимального динамического давления. Однако диспетчеры запуска сообщили, что аппарат достиг сверхзвука только через 140 секунд после старта, примерно за 10 секунд до взрыва.
Руководители компании перед запуском подчеркивали, что полет был в первую очередь испытательным. «Наша большая цель - вывести Альфу в космос. Если мы сможем выйти на орбиту, еще лучше», - сказала Лорен Лайонс, главный операционный директор Firefly, во время экскурсии 1 сентября по центру управления запуском компании. «Наши цели состоят в том, чтобы собрать как можно больше данных и продвинуть ракету настолько далеко, насколько это возможно».
Ракета несла около 92 килограммов полезной нагрузки в рамках так называемой Специальной исследовательской и образовательной миссии. Она включала в себя несколько кубсатов, демонстрацию технологий плазменного двигателя и паруса с уменьшенным сопротивлением, а также «нетехнические» полезные нагрузки, такие как фотографии и памятные вещи.
Миссии были предназначены для запусков на запад, а не на юг, как это характерно для запусков из Ванденберга. Хотя это снизило эффективность полезной нагрузки для миссии, это обезопасило территорию для неопробованной ракеты.
«Если бы мы летели прямо на юг, у нас был бы очень узкий коридор, по которому нам пришлось бы безопасно уронить ракету», - сказал Том Маркушич, исполнительный директор Firefly, в интервью 1 сентября. «А тут у нас очень широкий коридор, так что, если ракета не совсем правильно управляется, это дает нам возможность вернуться в нужное русло без необходимости завершать миссию».
«Это летное испытание, поэтому получение данных - успех», - сказал он. «Чем больше данных мы получим, тем лучше».
(Добавил: AndromedO)
Действительно интересно. На этой ракете клиновоздушный двигатель. Сопло его не снаружи струи, а наоборот, внутри. Это спорная конструкция. Тем интереснее натурные испытания.
У меня вопрос, если полет испытательный то брали бы пример с Маска, а не сували туда спутники
Какой-то он не совсем клиновоздушнй. 8 маленьких классических сопел расположены по кругу и "смотрят" на один центральный клин, причем клин какой-то урезанный. На зенитной ракете от С-75 двагатель был даже по-клиеновоздушнее, чем этот.
Я за твердотопливные первые ступени и ускорители. Да, нет большого контроля за горением, но безопасно и надежно.
Арес-1 делали со 100% тведодотопливной ступенью. И отсустве контроля за горением угробило этот проект. Первая ступень "чихнула" после разделения, и догнала и стукнула вторую. А вот ТТ боковой ускоритель может быть вполне хорош - постле отделения он может некоторое время лететь параллельным курсом и "чихать" сколько ему вздумается.
Чихнул это одно, главное отработал свое. А так внизу ступени ставится мини движок с горизонтальным выхлопом - он закрутит болванку. Делов на копейку.
Однако, так делать не стали, и проект закрыли. Причем это НАСА, у которых опыт работы с большими ТТ ускорителями самый большой в мире. Наверное, там очень опасен первый момент после разделения - класть "на бок" ТТ еще рано, т.к. слишком близко, а вероятность "чиха" еще очень высокая. К тому же любая встряска от работы доп. двигателей - это провоцирование отделение куска несгоровшего топлива от внутренней стенки ТТ - т.е. как раз провоцироание "чиха".
У НАСА - уникальный опыт работы с большими ТТ. У Роскосмоса - уникальный опыт работы с коцентрированной перекисью выодорода. Каждый чудит по-своему :-)
Уникальный опыт связки ТТ плюс клиновоздушный двигатель - это комплексы С-75, которые славно поработали во Вьетнаме.
к. 9. Он там вообще какой-то странный. Там есть и "классическое" сопло, и клин. Если смотреть снизу - то внутри "колокола" обычного сопла не просто "дырка" критического сечения, "смотрящяя" в камеру сгорания, а похожий на очень большую грушу (тонким концом вниз) клин, который как бы затыкает камеру сгорания. Затыкает, разумеется не полностью - между внутренней частью "колокола" в его самом узком месте и внешним экватором "груши" в ее самом широком месте остается кольцевая щель, которая и является критическим сечением.