новости космоса
2754 16
22 октября 2021 13:11:17

В РКС рассказали об уникальной миссии «Венеры-9» и «Венеры-10»

22 октября 1975 года космический аппарат «Венера-9», а 25 октября – «Венера-10» совершили мягкую посадку на поверхность Венеры и провели съемку этой планеты. Это были первые в мире панорамы с изображением поверхности «второй планеты», которая по массе и размерам считается «сестрой» Земли. Миссия существенно изменила имевшиеся тогда научные представления о Венере, и ключевую роль в этом сыграли разработки Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП), сегодня – холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»).

В исторических альбомах из архивов РКС, которые компания публикует для широкой общественности, раскрываются подробности технологий «Венеры-9» и «Венеры-10». РКС рассказывает, как создавались радиосистемы орбитального и спускаемого аппаратов, бортовые и наземные радиосистемы, наземный комплекс управления и оптико-механические сканирующие устройства.

Миссия на Венеру как технологическое ноу-хау

Для того времени венерианская миссия была сложной с технической точки зрения и непростой по схеме построения полета. Архивные документы РКС свидетельствуют, что советские инженеры были первопроходцами, практически каждое их решение становилось технологическим ноу-хау.

Сначала космические аппараты вышли на орбиту Венеры, затем от них отделились спускаемые модули. При этом спутники оставались на таких траекториях, которые позволили им пролетать над местом посадки в момент передачи информации. Синхронизация спуска аппарата, пролета над ним спутника, передача, прием и ретрансляция радиосигналов на Землю были сложнейшими техническими задачами, решаемыми в дальнем космосе впервые. Тем не менее, инженеры НИИП успешно с ними справились.

Фактически на орбиту другой планеты были запущены спутники-ретрансляторы сигнала, работающие в связке с опустившимися на ее поверхность станциями. Передавать сигнал напрямую на Землю с поверхности Венеры было невозможно из-за огромного расстояния – между планетами 50 млн км. Для решения этой проблемы на спутники-ретрансляторы установили остронаправленную антенну диаметром 1,6 м с необходимым коэффициентом усиления, которая и передавала данные на Землю.

Для передачи информации от спускаемого аппарата на орбитальные спутники в НИИП была также разработана принципиально новая радиолиния, которая увеличила скорость с 1-2 бит/с до 500 бит/с. Для надежности на спускаемом аппарате были установлены два УКВ-радиопередатчика, работавшие на разных частотах, чтобы дублировать информацию по двум каналам на случай выхода одного из них из строя. Трансляция на Землю велась в Х диапазоне с использованием самой эффективной в то время время-импульсной модуляции.

Сложнейшая аппаратура и радиолиния с возможностью ретрансляции информации через спутник на расстояние в десятки миллионов километров были созданы впервые в мире и успешно отработали.

Кроме того, специалисты НИИП разработали оборудование, оптику и зеркала снимающих приборов для экстремальных условий Венеры – температуры 500 градусов Цельсия и давления около 100 атмосфер на поверхности.

«Окно» в другой мир

Одно из самых интересных технических решений, которое конструкторы НИИП впервые применили на «Венере-9» и «Венере-10», – оптико-механические сканирующие устройства, именно благодаря им люди впервые смогли детально рассмотреть поверхность «второй планеты». На аппаратах было установлено два снимающих устройства, которые имели угол поля зрения 360 градусов. Первый сканер работал в ультрафиолетовой области спектра, второй – в фиолетовой. Оборудование автоматически регулировало чувствительность при изменении освещенности. Для сглаживания изображений и повышения точности передачи очертаний предметов уже в то время была предусмотрена и проведена обработка изображений цифровой вычислительной машиной. Снятое изображение тогда еще не могли оцифровать, поэтому его передавали на Землю для распечатки с помощью специального аппарата.

Заместитель руководителя отделения разработки перспективной аппаратуры навигации РКС Рудольф БАКИТЬКО, ветеран компании и один из создателей советских автоматических межпланетных аппаратов, выполнявших миссию на Венере: «Для получения панорамы на станции был разработан уникальный электромеханический сканер. Это было до гениальности простое техническое решение. Оптическая система состояла из металлической трубки, внутри которой было установлено вращающееся и качающееся зеркало. В качестве светоприемника использовался фотоэлектронный умножитель. Когда аппарат сел, фототелевизионное устройство начало обзор и включился передатчик. На поверхности планеты сканирующие устройства вели съемку около получаса, все это время аппарат непрерывно передавал полученные данные на находящиеся на орбите Венеры спутники. Сейчас кажется невероятным, но аппаратура сработала без единого сбоя. Когда аппарат распечатал первую панораму Венеры, и мы ее увидели – для нас это было настоящее потрясение, по-другому и не скажешь. Это же были первые в истории человечества фотографии, переданные с поверхности другой планеты. Ощущение, будто мы заглянули в другой мир».

С помощью оптико-механических сканирующих устройств космические аппараты передали на землю сфокусированное изображение деталей поверхности. Так специалисты НИИП в 1975 году описали панорамы, переданные с «Венеры-9» и «Венеры-10»: «Расстояние от прибора до ближайшей точки поверхности Венеры в середине панорамы составляет 1 м. При выбранных параметрах бортовой аппаратуры изображение имеет «брусчатый» характер со ступенчатыми очертаниями округленных предметов и резкими перепадами яркости соседних точек. О масштабе изображения можно судить по длине лежащего на поверхности плотномера, равной 360 мм. Светлый сегмент внизу центральной части панорам – край посадочной платформы, имеющей тестовую раскраску в виде светлых и темных прямоугольников. Яркий, состоящий из пяти секций объект в центре второй панорамы – отброшенная на поверхность защитная крышка иллюминатора камеры».

Сегодня РКС продолжает разработку систем телеметрии, связи и управления, которые могут быть использованы в будущих российских и международных миссиях по изучению различных планет. Специалисты холдинга в последние годы провели масштабную модернизацию российского наземного комплекса управления космическими аппаратами: был создан комплекс средств дальней космической связи, который уже успешно участвует в российско-европейском проекте ExoMars.


(Добавил: АО «Российские космические системы»)

комментарии
1
MP215 · 22-10-2021

Снимки потрясающие.

2
JamesWebb92 · 22-10-2021

Какая грубая ломаная каменистая поверхность у "Венеры-9".

3
Teddy92 · 22-10-2021

45 лет прогресса, а повторить не могут.

4
Kot146 · 23-10-2021

Я раздваиваюсь. С одной стороны хочется верить что реально инженеры-ученые молодцы, обогнали всех, придумали уйму ноу-хау, технику и технологии будущего поколения... Но с другой стороны я не вижу внедрения этих ноу-хау в жизнь. Если они придумали такую мудреную и эффективную передачу данных, то где черт возьми эти "знаменитые" и аналоговнетные теле-видеофоны, принтера, автомобили в конце-концов? Или кто-то кого-то дурит, или я не понимаю

5
Teddy92 · 23-10-2021

"где черт возьми эти?"
Как где? Приватизированы, проданы и куплены обратно уже за нефтедоллары.

6
Teddy92 · 23-10-2021

На чьих движках НАСА осваивает дальний космос после смерти Вернера фон Брауна?

7
Kot146 · 23-10-2021

Только не говорите что на наших, жигулевских? Которые с свою очередь ничего не нашие, а фиатовские.

8
Kot146 · 23-10-2021

Погуглил. И Галилео, и Кассини, и Новые горизонты запускались на истинно американских рн

9
DrMare47 · 23-10-2021

А где те, которые "не были американцы на Луне"? Почему никто не сомневается, что это не из павильона фото? Без вас скучно, ребята.

10
Teddy92 · 23-10-2021

Kot, у тебя какой-то другой интернет. Альтернативный. Атлас-5 первая, самая существенная ступень - РД-180. И марсианские роверы и Новые горизонты.

11
Teddy92 · 23-10-2021

Были американцы на Луне. Их туда штурбаннфюрер фон Браун свозил.

12
Teddy92 · 23-10-2021

Знаете ли вы...
В 2008—2009 годах чистый убыток «Энергомаша» от поставок двигателей РД-180 в США составил 880 миллионов рублей или почти 68 % всех убытков компании.

13
itatel117 · 23-10-2021

Teddy, вспомните ещё как мкс делали

14
Teddy92 · 23-10-2021

Уже вспомнил в соседнем посту :)

15
Kot146 · 25-10-2021

Да, звиняюсь, на Атлас-5 действительно движки РД-180. Дачитал что сама РН Локхид-Маркета и Боинга и все. Но далее уточняется что движки то российские

16
palad39 · 29-10-2021

А мне кажется, что в этих аппаратах были люди. Посмотрите, какие они огромные и дорогие, может быть человек там спокойно поместился бы и должен был дублировать функции аппаратуры на случай сбоев. Да, он бы прожил внутри всего полчаса. Наверное, через несколько тысячелетий туда полетят, вскроют их, и узнаем страшную правду...

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!