Запуски Starliner останутся на Atlas 5
Компании Boeing и United Launch Alliance заявляют, что они по-прежнему привержены запуску будущих коммерческих экипажей CST-100 Starliner на ракетах Atlas 5 даже после того, как эта ракета будет фактически снята с эксплуатации для других миссий.
Как и в случае с миссией Orbital Flight Test (OFT) в конце 2019 года, 19 мая Atlas 5 запустила Starliner в рамках миссии OFT-2. Компания Boeing заключила контракт с ULA на запуск миссии Crew Flight Test (CFT), первой миссии Starliner с астронавтами, а также шести эксплуатационных или последующих миссий на ракетах Atlas 5.
Поскольку НАСА планирует после сертификации Starliner чередовать миссии по ротации экипажей Международной космической станции между кораблями Boeing Starliner и Crew Dragon компании SpaceX, каждый из которых будет летать раз в год, это означает, что запуски Starliner на Atlas 5 могут продолжаться и во второй половине десятилетия. Компания ULA, которая прекратила продажи ракет-носителей Atlas 5, ранее обсуждала постепенный отказ от Atlas 5 в пользу Vulcan Centaur примерно в середине десятилетия.
Консультативная группа НАСА по аэрокосмической безопасности на своем заседании 12 мая выразила обеспокоенность тем, как задержки в разработке Starliner могут повлиять на доступность Atlas 5. "Любые дальнейшие задержки с запуском Starliner усугубят эту проблему", - сказал Дэвид Вест, член группы, добавив, что сертификация Vulcan для запусков с экипажем "может занять годы".
На брифинге перед запуском 17 мая представители НАСА и ULA заявили, что все оставшиеся миссии Starliner по контракту, включая CFT и шесть миссий после сертификации, останутся на Atlas 5 независимо от графика.
"С точки зрения ресурсов, у нас есть меры по защите специалистов и сохранению критически важных навыков, чтобы иметь возможность летать на Atlas так долго, как это необходимо", - сказал Гэри Вентц, вице-президент ULA по государственным и коммерческим программам. "Мы ведем переговоры с Boeing и другими заказчиками о предоставлении такой возможности".
Однако даже при темпах в один полет в год и при отсутствии других заказчиков Starliner, запас кораблей Atlas будет исчерпан до предполагаемого закрытия МКС в 2030 году. "Ближе к концу десятилетия мы будем искать возможность назначить другие полеты или, возможно, организовать другие полеты для Boeing", - сказал Стив Стич, руководитель программы коммерческих экипажей НАСА. "Мы будем искать новую систему". Он добавил, что НАСА поддержит идею полетов новой системы, "когда Boeing и ULA будут готовы".
ULA не объявила о планах по полетам Vulcan. Однако Вентц сказал, что "более 90%" оборудования Vulcan Centaur уже летает на Atlas 5, что упрощает процесс оценки. Одним из ключевых изменений, по его словам, будет перенос на Вулкан системы аварийного обнаружения, которая в настоящее время установлена на Atlas и предупреждает космический корабль о любых проблемах с ракетой, чтобы запустить ее систему спасения. Другим важным изменением, по его словам, станет оценка человеком двигателей BE-4, используемых на первой ступени Vulcan.
Компания Boeing может оказаться не единственным и даже не первым заказчиком, который будет стремиться к обеспечению пилотируемости ракеты Vulcan. Компания Sierra Space планирует создать версию своего грузового космического корабля Dream Chaser с экипажем. Грузовая версия будет запускаться на ракетах Vulcan с 2023 года, а версия с экипажем может быть готова уже в 2026 году.
(Добавил: RoboAstroNews)