Нормативные акты они разрабатывают. В юристы подались. Лучше бы беспилотники толковые и экономичные в производстве делали. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги точи пирожник.
Ученые ЦАГИ разрабатывают нормативное регулирование автономных полетов беспилотных воздушных судов
Беспилотные авиационные системы (БАС) обладают широкими возможностями применения и становятся все более востребованными, но подниматься в воздух они могут пока только под руководством внешнего пилота. Специалисты работают над полной передачей управления беспилотником искусственному интеллекту. Это требует как технических прорывов, так и значительной доработки законодательной базы по данному направлению. Прежде всего – всестороннего обеспечения безопасности автономных полетов, и, конечно, свой вклад в решение этой задачи вносит и Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
Внимание ученых ведущего российского центра авиационной науки сосредоточено на формировании подходов к нормативному регулированию автономной работы БАС, т.е. полетов, проходящих под управлением искусственного интеллекта (ИИ), без вмешательства человека. Посвященный этой теме доклад директора Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем (НИЦ БАС) ФАУ «ЦАГИ» Владимира Шибаева и начальника сектора НИЦ БАС ФАУ «ЦАГИ» Марка Овсянникова был представлен на IX Евразийской международной конференции «Беспилотная авиация – 2022», прошедшей в Москве.
«Специалистам отрасли предстоит ответить на ряд основополагающих вопросов. Кто будет ответственен за безопасность полетов беспилотников при использовании искусственного интеллекта? Как обеспечить доверие к бортовым системам ИИ? Как внедрить этическую составляющую в процедуры квалификации бортовых систем искусственного интеллекта? Помимо перечисленных задач адаптации нормативно-правовой и нормативно-технической баз, потребуется обеспечить интеграцию организаций, занимающихся разработкой систем искусственного интеллекта (т.е. не владеющих культурой обеспечения безопасности полетов) в авиационную промышленность», – прокомментировал Марк Овсянников.
Кроме того, ученый рассказал о задачах, которые смогут решать автономные беспилотные летательные аппараты уже на начальных этапах внедрения ИИ. Это и интеллектуальная поддержка внешнего пилота при посадке в плохих условиях видимости, и распознавание голосовых сообщений служб управления воздушным движением. Машинный интеллект сможет проводить сбор и обработку метеоданных, определять и классифицировать повреждения элементов конструкции БАС на фотоснимках.
На конференции по беспилотной авиации также обсуждались международные тренды развития индустрии БАС в период преодоления COVID-19 и организация воздушного движения и безопасности полетов, будущее городской авиационной мобильности и многое другое. Не теряют актуальности и работы по совершенствованию нормативной правовой и нормативной технической базы Российской Федерации в области БАС. Всего были представлены доклады по более чем 100 актуальным темам.
Международная конференция и выставка «Беспилотная авиация – 2022» – крупнейшая ежегодная профессиональная площадка для обсуждения всех вопросов нормативно-правового регулирования производства и применения беспилотных летательных аппаратов, презентации трендов и инновационных решений.
Конференция и выставка являются основным международным отраслевым мероприятием в области БАС, в котором традиционно принимают участие организации России, стран СНГ, Европы, Азии и других регионов мира.
(Добавил: ЦАГИ)
Нормативные акты они разрабатывают. В юристы подались. Лучше бы беспилотники толковые и экономичные в производстве делали. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги точи пирожник.
Какие-то у них глупые "основополагающие" вопросы:
1. Кто несёт ответственность? - как и в случае с бытовым чайником или микроволновкой. Не надо изобретать велосипед. Если ущерб нанесён из-за неправильной эксплуатации - виноват владелец. Если заводской брак (в том числе глючный ИИ) - виноват производитель.
2. Как обеспечить доверие к ИИ? - Никак. Общество само разберётся, доверять или нет. Будет ИИ чётко выполнять поставленные задачи - будут доверять. Будет не исполнять приказы, глючить, падать и убивать людей - хоть запропагандируйся с ног до головы, общество таким аппаратам доверять не будет. Не нужно лезть туда, где вы всё равно не способны ничего изменить.
3. Как внедрить этическую составляющую в процедуры квалификации бортовых систем искусственного интеллекта? - размазанная абстрактная болтовня. Этот вопрос нужно уточнять.
Симуляцией бурной деятельности занимаются люди))
JamesWebb. А ты найдешь владельца, если он тебе порежет руки винтами? Или если тебе на крышу краску разольет? Или на машину) Кому подавать претензию - производителю в китай? Или на ООО, которое зарегистрировано в доме, которого нет)
MP, много ли таких автомобилей сейчас ездит? В ДТП и автоавариях всегда (в подавляющем большинстве случаев) есть владелец авто. Так должно быть и с БЛА. Номер. База данных. И конечно ГЛОНАСС трекер. Как в случае с краской в вашем примере: смотрим по времени, в этих координатах пролетал БЛА с таким-то номером, владелец тот-то.
Предъявить производителю в Китай - да. А что не так? Вы же можете предъявить претензию Боингу, если их самолёт неисправен. Только аппараты компаний, которые отвечают за свой продукт могут получать лицензию на полёты. Никаких Алиэкспрессов и скачанных из интернета ИИ, загруженных на паяные в гараже дяди Ляо компьютеры. Такие летать не должны.
Полицейские дроны, тоже на ИИ, за этим должны следить. Никаких сверхтехнологий для того, чтобы засечь аппарат и в реальном времени пробить, есть ли такой в системе, не требуется. И только когда роботы обнаружат незарегистрированный аппарат, задействуются люди и средства противодействия.