Китай может перейти на полностью многоразовую сверхтяжелую пусковую установку вслед за Starship
AstroNews.ru - 23 Июля 2022 22:48:11
Китайские производители ракет-носителей, похоже, разрабатывают полностью многоразовую версию сверхтяжелой ракеты Long March 9, необходимую для будущих мегапроектов.
Появление планов по созданию новых многоразовых ракет-носителей на метане и жидком кислороде, которые должны быть готовы к 2035 году, говорит о том, что Китай собирается внести значительные изменения в свои планы космических перевозок.
В прошлом году правительство Китая дало добро на продолжение разработки сверхтяжелой ракеты-носителя, известной как Long March 9. Планируется, что эта ракета-носитель будет введена в эксплуатацию к 2030 году, чтобы успеть реализовать китайские мегапроекты, включая Международную лунную исследовательскую станцию.
Гигантская ракета будет состоять из трех ступеней и четырех боковых ускорителей, причем первая ступень и ускорители будут использовать топливную смесь из керосина и жидкого кислорода.
Однако новая концепция полностью многоразовой двухступенчатой ракеты-носителя была представлена в недавней публичной лекции Лонг Лехао, главного конструктора серии ракет Long March.
Первая ступень ракеты-носителя диаметром 10,6 метра будет приводиться в движение 26 сгруппированными метано-кислородными двигателями мощностью 200 тонн. Она сможет выводить 150 тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, 65 тонн на геосинхронную орбиту или 50 тонн на окололунную орбиту.
Лонг, высокопоставленный чиновник, который часто представляет обновленную информацию о космической деятельности Китая, сообщил, что новые ракеты-носители должны быть готовы к 2035 году и, вероятно, разрабатываются параллельно с расходуемой версией.
Самый большой вариант, включающий, по-видимому, третью ступень, будет иметь длину 110 метров и взлетную массу 4122 тонны.
Эволюция Long March 9
Хотя были опубликованы различные цифры, ожидается, что первоначальный Long March 9 будет иметь длину около 103 метров, ядро диаметром 10 метров, массу в момент взлета 4140 тонн, и будет способен поднять 140 тонн на низкую околоземную орбиту или 50 тонн на транслунную.
Двухсопловые двигатели мощностью 500 тонн на керосине и жидком кислороде (YF-130) будут приводить в движение первую ступень и ускорители, двигатели мощностью 220 тонн на жидком водороде и жидком кислороде с циклом ступенчатого сгорания (YF-90) для второй ступени, причем в обоих случаях уже достигнут значительный прогресс. Вакуум-оптимизированные двигатели будут приводить в движение третью ступень.
Вариант многоразовой первой ступени, представленный в 2021 году, перейдет на первую ступень с 16 кластеризованными 360-тонными двигателями и без боковых ускорителей. Для второй и третьей ступеней будут использоваться 120-тонные двигатели.
Самый большой вариант Long March 9 в новой лекции Лонга с полностью многоразовой концепцией будет иметь диаметр 10,6 метра, длину 110 метров и взлетную массу 4122 тонны, что соответствует возможностям ранних планов.
Более экономичная многоразовая версия Long March 9 может быть готова для поддержки предлагаемой космической программы солнечной энергетики на геостационарной орбите.
Китай также разрабатывает трехступенчатую тяжелую ракету, способную отправить китайских астронавтов на Луну. Двухступенчатая версия для низкой околоземной орбиты может совершить свой первый полет в 2026 году.