IRVE: Новый способ посадки

AstroNews.ru - 11 Февраля 2013 11:06:27

С 50-х годов технологии, используемые для производства искусственных спутников, межпланетных станций, посадочных модулей и роверов совершенствовались постоянно. В то же время технологии, используемые для запуска и посадки аппаратов практически не изменились. В первом случае используется ракета, имеющая максимально обтекаемую форму. Во втором случае применяется капсула аналогичной формы, выдерживающая большое давление и температуру. В безвоздушном пространстве или в верхних слоях атмосферы, где воздух сильно разрежен, использование парашютов невозможно. Таким образом, единственный путь для торможения - это использование реактивной тяги. Однако на практике, использование сверхпрочной капсулы и использование для торможения атмосферы гораздо дешевле, чем оборудовать аппарат дополнительными тормозными двигателями и топливом.

Однако время идет и технологии устаревают. Используемый сейчас способ посадки прекрасно подходит для небольших аппаратов, однако по мере увеличения размера, увеличиваются силы, воздействующие на капсулу. При посадке Curiosity это уже составило немалые проблемы. Если далее размер техники будет лишь увеличиваться, такой способ посадки станет окончательно непригоден. Кроме того, большие капсулы не будут совместимы с ракетами. И вот, недавно в NASA прошла презентация нового способа посадки аппаратов.

Посадочный модуль будет окружен двумя слоями сверхпрочного материала и покрыт отражающим веществом, которое поможет оболочке выдерживать высокие температуры. После входа в атмосферу, из специальных отсеков будет подан газ, который заполнит пространство между двумя слоями. Противоположные края оболочки будет скреплены лентой. Специальный механизм стянет их с помощью нее. Таким образом, перед аппаратом раскроется надувной щит. За счет высокого давления внутри и стянутых лент он сможет с легкостью противостоять нагрузке.

<"/foto/b/388.jpg">

Щит будет иметь большую площадь и, как следствие, сделает торможение более эффективным. В отличии от посадочных капсул, эта система начнет торможение в куда более высоких слоях атмосферы. Это означает, что нагрузка на спускаемый модуль останется такой же, а в некоторых случаях (например, в случае посадки на Титан) будет даже снижена.

В качестве соединения между щитом и аппаратом выступит особая конструкция. Она так же позволит аппарату смещаться на несколько сантиметров в сторону, тем самым перемещая центр тяжести. Иными словами, спускаемым модулем можно будет управлять и задать нужный угол и нужную точку посадки быстрее и без применения двигателей.

<"/foto/b/389.jpg">

На фото сверху положение посадочного модуля и соединительной конструкции в нормальном состоянии. Красная линяя соединяет края. На фото снизу - после выполнения маневрирования. Стрелочки показывают смещение.

Для тестирования оборудования была инициирована миссия IRVE - Inflatable Reentry Vehicle Experiment (эксперимент по повторному входу в атмосферу). В рамках миссии были успешно запущены прототипы посадочных модулей. Позавчера был выполнен запуск третьего теста. В 11 утра от Земли оторвалась ракета "Black Brant 11" с тестируемым аппаратом в грузовом отсеке. Используемый щит после раскрытия составил в диаметре примерно 20 метров. Спустя чуть более минуты щит был успешно раскрыт.

Следующий этап - это тестирование непосредственно посадки. Если она окажется успешной, то система будет принята для использования во всех последующих миссиях NASA, предполагающих посадку на планеты, имеющие атмосферу.

Читать в полной версии на AstroNews.ru

AstroNews.ru, 2001-2024