новости космоса
10611 28
24 января 2014 12:40:04

RX J1532.9+3021: обнаружена черная дыра небывалой мощности

Одна из самых мощных из известных черных дыр была открыта астрономами с использованием данных рентген-обсерватории Chandra X-ray (Чандра) и других телескопов. Из-за ее влияния в окружающем ее газовом облаке не формируются миллионы новых звезд, зато образуются гигантские структуры.

Черная дыра находится в галактическом кластере RX J1532.9+3021 (сокращенно RX J1532), расположенном на расстоянии 3,9 миллиарда световых лет от Земли. Изображение, представленное здесь, - это мозаика рентген-данных обсерватории Chandra, оптических снимков космического телескопа Hubble (Хаббл), и наземных телескопов. Кластер очень ярко светится в рентген-лучах, что говорит о том, что он очень массивен; его масса может быть около квадрильона раз больше массы Солнца. В центре скопления находится большая эллиптическая галактика со сверхмассивной черной дырой в центре.

Большое количество горячего газа рядом с центром кластера – загадка для ученых. Горячий газ, который светится в рентген-лучах, должен остывать, а плотный газ в центре кластера должен остывать быстрее всего. Давление в охлажденном газе падает, благодаря чему газ расширяется, и галактика начинает поглощать его, формируя триллионы звезд. Однако астрономы не обнаружили подтверждения тому, что в центре кластера происходит звездообразование.

Снимки обсерватории Chandra X-ray и телескопа VLA (Very Large Array/Очень большая решетка)дали ответ на этот вопрос. Рентген-снимок показывает две большие полости в горячем газе с обеих сторон от центральной галактики. Обе эти полости находятся на одной прямой с джетами, которые видны на радио-снимках, сделанных VLA. Расположение сверхмассивной черной дыры между полостями – это мощное подтверждение того, что сверхзвуковые джеты, которые генерируются черной дырой, «просверливают» горячий газ и толкают его в сторону, формируя эти полости.

Фронт ударной волны и высвобождение энергии звуковых волн создают источник тепла, который не позволяет охлаждаться большей части газа, и, следовательно, предотвращает формирование новых звезд.

Протяженность каждой полости – около 100 000 световых лет. Для их создания нужна мощность, одна из самых больших среди галактических кластеров.

Хотя источником энергии, которая питает джеты, должно быть вещество, которая падает в черную дыру, не было обнаружено рентген-излучения от падающего в дыру вещества. Это можно объяснить тем, что масса черной дыры может быть более чем в 10 миллиардов раз больше массы Солнца. Такая черная дыра должна генерировать мощные джеты, не поглощая большое количество массы, в результате чего будет выделяться очень мало излучения от вещества, падающего в нее.

Еще одно возможное объяснение: масса черной дыры – только в миллиард раз больше массы Солнца. Однако она очень быстро вращается. Такая черная дыра может генерировать более мощные джеты, чем медленно вращающаяся черная дыра, которая поглощает то же количество материи. В любом случае, черная дыра должна быть очень массивной.


(Добавил: alexandrash)

комментарии
1
новичОк154 · 24-01-2014

Зародыш будущей Вселенной, масса действительно за гранью!

"его масса может быть около квадрильона раз больше массы Солнца."
"10 миллиардов раз больше массы Солнца."
"только в миллиард раз больше массы Солнца"
Так хорошо начиналось 1 000 000 000 000 000, и на тебе- 1 000 000 000.

2
новичОк154 · 24-01-2014

"обнаружена черная дыра небывалой мощности"
А в чём измеряется мощность чёрной дыры? Действительно интересно!

3
LoupGarou139 · 24-01-2014

В мощности ее излучения видимо

4
TechnoPank136 · 24-01-2014

новичОк
По моему скромному мнению скорее в искажении времени и пространства. А вообще интересно на самом деле, если Саггитариус действительно СЧД, то учитывая размер Млечного и размер Стрельца, 100 000 к 4 000 000, то горизонт событий Стрельца должен влиять даже на нашу СС. Такой объект может искажать время и пространства минимум на десятки тысяч световых лет, я в этом уверен, но тогда почему же наша гравитация, не меняется. Почему мы роняем стакан и он через определенное время разбивается и мы видим как это происходит в общем, что то не сходятся общие понятия о нашей галактике, но это лично мое мнение, оно может быть совсем неправильным, так что я написал свою точку, а что да как решать уже вселенной в неевклидовом пространстве, которая расширяет в том числе и нашу планету.

5
Гришин_С_Г158 · 24-01-2014

Слишком неформальный язык, чтобы что-нибудь можно было понять,
не обладая дисциплинирующей спекуляцией.
"Горячий газ рядом с центром"... Насколько "рядом", с какой
стороны от центра - с входной или с выходной? Если с выходной,
то никакой загадки нет. А вот и хомут - "Давление в охлаждённом
газе падает, благодаря чему газ расширяется...". За такое в школе двойки ставят. В центре вихря (в цикланте) звёзды
не образуются. На входе и выходе движение вещества ламинарное.
а в середине,в зоне регенерации-рекомбинации-реструктуризации (РРР). Если только сверхбыстрые звёзды смогут проскочить,
но им хотя бы что-то из своего сохранить.
"Полости горячего газа с обеих сторон ... ".
На каком расстоянии от зоны РРР? Вблизи на входе -
не удивительно, в центре-то - максимальная температура.
На выходе - тем более банально.
Джеты образуются не из падающего вещества, а из того,
что прошло область РРР (причём, скорее всего, - дважды).
Так примерно, согласно газо- и гидродинамике.

6
nifeus139 · 24-01-2014

Опять эти искажения времени и пространства %)

7
Бармолей149 · 24-01-2014

TechnoPank
Интересное замечание о влиянии СЧД на нашу СС, но несколько неправильные выводы...
а с чего Вы взяли, что прекрати свое воздействие ЧД и падение стакана было бы таким же как и сейчас... вполне возможно, мы просто не способны заметить то искажение которое дает ЧД, так как сами находимся внутри этих искажений и не можем наблюдать сами за собой со стороны.. А в целом ИДЕЯ ВОСХИТИТЕЛЬНА! на это можно свалить все непонятки происходящие на земле.. Я БЕЗ СТЕБА!

8
Бармолей149 · 24-01-2014

Ухты, а вот и по теме исследование великого ученого современности:
"Стивен Хокинг выложил на arXiv орг препринт своей статьи, в которой предложил объяснение парадокса файервола (firewall) или «стены огня». Из объяснения следует, что черных дыр в классическом понимании этого слова не существует. По мнению Хокинга, из-за вызванных квантовыми эффектами возмущений определить точную границу черной дыры невозможно в принципе."
Ну ждем полной статьи...

9
kepler2013145 · 24-01-2014

слишком далека от нас поэтому возможна ошибка в массе

10
slavchek1152 · 25-01-2014

А ещё вот , что пишут."Физики, заявляющие о том, что «никаких чёрных дыр нет, по крайней мере их нет в том смысле, в котором мы их себе представляем», в лучшем случае заработают репутацию... чудаков. Возможно, даже на букву «м». А вот Стивену Хокингу позволяется всё. В своей новой работе известный физик заявляет о необходимости покончить с концепцией «горизонта событий», ключевым элементом в наших сегодняшних представлениях о чёрных дырах. Именно попав за его пределы, ничто, включая свет, не может покинуть чёрную дыру (ЧД), что в конечном счёте порождает все эти парадоксы вроде потери информации (чего, казалось бы, не может быть) и прочих «огненных стен».
Вместо него г-н Хокинг предлагает концепцию «кажущегося горизонта» — мягко-беззубую в физическом смысле замену устрашающего чёрнодырного железного занавеса, которым, по сути, был «горизонт событий». «Кажущийся горизонт» только временно удерживает материю-энергию в ЧД, а затем всё же отпускает их, хотя и в слегка подправленном виде. Стивен Хокинг считает, что Квантовые эффекты, вызывают в окрестностях чёрной дыры столь мощные флуктуации, что такой резкой границы, поверхности, «после которой — всё», просто не существует. Такое место он называет «кажущимся горизонтом», поверхностью, вдоль которой световые лучи, пытающиеся вырваться наружу из чёрной дыры, будут «подвешены»: они, словно кэрролловская Алиса, будут бегать со скоростью в 300 000 км/с по барабану, вращающемуся так быстро, что лучи, несмотря на сверхстремительность «бега», едва удержатся на месте. Ситуация выглядит идентичной обычному горизонту, но является временной, хотя длительность периода удержания материи кажущимся горизонтом г-н Хокинг не обозначает.
Горизонт же событий в строгом смысле этого слова, то есть место, из которого свет не сможет вырваться никогда, Стивен Хокинг исключает. Из этого, естественно, следуют вполне зубодробительные выводы. «Отсутствие горизонтов событий означает, что нет такой штуки, как чёрная дыра, — в смысле наличия таких режимов, когда свет не может вырваться из неё», — уверен учёный. В связи с этим он предлагает выдать ЧД новое определение — «метастабильные связанные состояния гравитационного поля». если г-н Хокинг прав, то внутри ЧД может не быть никакой сингулярности. Опять же в этом есть свой плюс — благо сингулярность физически не слишком внятное явление. Попадающая же внутрь материя будет двигаться к центру ЧД, но никогда не дойдёт до него и не будет полностью уничтожена. Следовательно, и информация, содержащаяся в такой материи, не уничтожится, а лишь окажется искажена до такой степени, что после того, как появится в окружающем мире при помощи, скажем, излучения Хокинга, будет радикально отличаться от изначальной, и стороннему наблюдателю станет почти невозможно восстановить, что же некогда упало в ЧД." спасибо Березину и компьюленте.

11
MP214 · 25-01-2014

На самом деле, луч света не может выбраться и получается что он будет на одном месте висеть. Тогда вопросы:
1) Световую волну может удерживать гравитация? Тогда на определенном расстоянии от центра ЧД будут "висеть" фотоны света. Этакий ореол, шар вокруг центра. Но волна, поидее, должна со временем ослабевать?
2) Откуда из ЧД может идти луч?

12
MP214 · 25-01-2014

TechnoPank
Бармолей опередил меня. Действительно, что может воздействие то есть, но мы его воспринимаем как данное. Вполне возможно, что без него стакан падал бы по другому.

13
Бармолей149 · 25-01-2014

Кстати вот это неучтенное воздействие от ЧД может привести к пересмотру некоторых постоянных, тоесть в другой части вселенной действительно могут действовать иные физические законы.. это конечно фантастика и НЕнаучный бред... но в этой жизни и другие чудеса случаются...

14
thestorozhuk55 · 25-01-2014

А где Елена? Почему нет мнения "эксперта по ЧД"? ))).

15
Владим153 · 25-01-2014

"...но это лично мое мнение, оно может быть совсем неправильным, так что я написал свою точку, "
TechnoPank, вы так оправдываетесь, что хочется поддержать вас. Учитесь у Елены отстаивать без угрызения совести своё "интеллектуальное добро", скромно желая оплаты и поруки.
Да, моё мнение такое, что у вас самое правильное мнение.
Но мнение Гришин_С_Г ещё правильнее, потому что я почти ничего не понял из его коммента. Не понял потому что когда читаешь его комменты, (а я всегда их читаю с большим интересом, честно заявляю), то чувствуешь себя не образованным дураком. Так и хочется тут же схавтиться за ...википедию и начать понимать его комментарий.
А что касается СуперСверхЧёрнойДыры, то её надо исследовать и исследовать, а потом уж какие то выводы делать. А то действительно с квадрилиона (не выговоришь) скатились до "жалкого" милларда. В таком разбросе её массы-добра можно столько нафантазировать, что астроголики не горюй. Стоит только взяться за перо...

16
SlRom136 · 25-01-2014

slavchek1
Спс за статью было интересно.
Но теперь после новой теории Хокинга,возникает не меньше вопросов :
1 Что все таки находиться в центре ЧД куда так ничего и не падает.
2 В каком состоянии материи находятся фотоны за горизонтом событий,ведь это и не сингулярность и не нормальное состояние фотона.
3 Если материя спосбна покинуть "Кажущийся горизонт событий" то какие силы выбрасывают фотон света за этот горизонт,ведь гравитация постоянна.
Это только то что сразу бросилось в глаза.

17
Владим153 · 26-01-2014

SlRom,
Думаю "примерно" так:
1. В ЧД находится более плотное состояние вещества. "Там" свои физические законы, свои взаимодействия, которые у нас нет возможности в принципе исследовать.
2. А вы не подумали, а если вообще там фотоны? Почему они там должны быть? Они трансформируются в другие частички вот и всё. Но на самой границе, где этот самый предпологаемый "горизонт событий" фотоны и не только, находятся в "уравновешенном" состоянии - ни туда и ни сюда. "Огненная стена", а вернее сфера. Но стоит произойти некому колебанию, ну например ЧД всосала материю пролетающей мимо и зазевавшейся звезды, да просто космической пыли, то баланс нарушен. Часть фотонов испускается в космос, а часть падает в дыру. Но это уже ответ на 3-й вопрос.

18
SlRom136 · 26-01-2014

Владим
Да видите ли Хокинг то утверждает что ЧД вообще нет в нашем нынешнем понимании,нет горизонта событий,нет сингулярности,есть только метастабильные связанные состояния гравитационного поля.Но тогда нужна новая теория как эти состояния гравитационного поля вообще создаються.Я же говорю больше вопросов чем ответов.

19
Владим153 · 26-01-2014

SlRom, смотрите, отметаются Хокингом все "атрибуты" ЧД, а привносится только "метастабильные связанные состояния гравитационного поля". Что это такое, какими характеристиками он наделаяет это "образование"? Если он описывает это хоть как то, то конечно же стоит осмыслить его идеи. Но тогда и вопросы соответсвующие будут.

20
SlRom136 · 26-01-2014

Владим
Как говориться,пожимем увидим.

21
Владим153 · 27-01-2014

Согласен.

22
elena192 · 27-01-2014

Хочу высказаться по поводу света,не могущего вырваться из чд.Я,как-то писала о том,что есть плоскость взаимодействия,у которой горизонт направлен внутрь самой плоскости.Следовательно свет,попавший в этот горизонт,никогда не выйдет наружу.А,скорее всего превратится в одну волну,и будет стоять на месте.Это,как змея.кусающая себя за хвост.Или будет в виде многогранника.

23
Владим153 · 28-01-2014

"...у которой горизонт направлен внутрь самой плоскости."
elena, а где эта самая нутрь плоскости?
И как это выглядит горизонт, направленный внутрь?

24
elena192 · 28-01-2014

Внутрь,это горизонт,который стремится к углу 180гр.Прижмитесь к стенке,и,у вас будет горизонт 180гр.А,если вы сумеете войти в стенку,то360гр.А,в течении времени,которое вы входите в стенку,и, есть внутрь плоскости.

25
elena192 · 28-01-2014

Ошиблась.Горизонт,который стремится от 180гр. к нолю.

26
Владим153 · 29-01-2014

Ну если даже вы сами ошибаетесь в своих теориях..., а тем паче входить в стены..., у вас это получается? Не поделитесь опытом и секретом вхождения в стены? Тогда можно и проверить вашу теорию о внутренностях плоскости.
А что касается горизонта - так он и без прижатия к стенке всегда 180 градусов - линия горизонта всегда вдали по окружности от меня...
Правда, немного не точно написал, не 180, а 126 градусов для моего обзора, а по факту 360. И если бы у меня были ещё глаза на затылке, то точно все 360 градусов был бы в обзоре горизонт.
Но это, правда, не помогло бы мне ходить через стены.

27
elena192 · 29-01-2014

Вы не правы.Вы умеете проходить сквозь стену.Всё зависит от плотности.Например.В можете пройти сквозь стену огня,или воды,жидкой грязи.Если вам,когда-нибудь,приходилось проходить сквозь такие стены,то вы наверняка помните свои ощущения.Наверняка,такое понятие.как горизонт,отходило на второй планн

28
Владим153 · 01-02-2014

Ну да, особенно проходить сквозь стену жидкой грязи, любопытно, где вы такую нашли? Ну типа ехал в непогоду мимо вас автобус, ну и обрушил на вас стену жидкой грязи... Тогда конечно же мысли о горизонте на второй план. Хотя когда автобус скроется за горизонтом....

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!