новости космоса
10439 22
08 октября 2014 22:54:45

Обнаружена маленькая и яркая черная дыра в галактике NGC7793

Астрономы открыли черную дыру, которая поглощает газ от близлежащих звезд в 10 раз быстрее, чем считалось прежде. Черная дыра P13 находится на окраине галактики NGC7793, на расстоянии, приблизительно, 12 миллионов световых лет от Земли. Об этом открытии было рассказано сегодня в журнале Nature.

Астроном Роберто Сориа (Roberto Soria) рассказал, что газ, двигающийся по направлению к черной дыре становится очень горячим и ярким. Ученые изначально заметили P13, потому что она была гораздо более яркой, чем другие черные дыры, однако сначала полагалось, что она просто обладает большими размерами.

«Раньше считалось, что максимальная скорость поглощения газа и испускания излучения черной дырой строго определяется её размером. Поэтому было логично предположить, что P13 была просто больше, чем обычные менее яркие черные дыры нашей галактики Млечный Путь», – пояснил Роберто Сориа.

Когда ученые измеряли массу P13, они обнаружили, что она была слишком маленькой, несмотря на яркость, в миллионы раз превышающую яркость Солнца.

«Не существует строго ограничения, как мы полагали. Черные дыры в действительности поглощают больше газа и испускают больше излучения», – сказал Роберто Сориа.

Он также сообщил, что P13 вращается вокруг сверхгигантской звезды-донора, которая в 20 раз тяжелее нашего Солнца. Ученые наблюдали, как одна сторона звезды-донора была всегда ярче, чем другая, потому что подвергалась воздействию рентген-излучения от близлежащей черной дыры, поэтому звезда казалось более яркой или тусклой в зависимости от положения относительно P13. Был измерен период вращения звезды-донора и черной дыры относительно друг друга, который составляет 64 дня. Также удалось смоделировать скорости двух объектов и форму орбит.

Отсюда ученые рассчитали, что масса черной дыры в 15 раз меньше массы нашего Солнца. Это показало, что даже маленькие черные дыры могут иногда поглощать газ с исключительной скоростью. Таким образом, P13 относится к группе черных дыр, которые называются ультраяркими рентгеновскими источниками.

Изображение получено путем совмещения двух изображений галактики NGC7793 в оптическом диапазоне и рентген-диапазоне со вставкой, где показано предполагаемое строение яркого объекта.


(Добавил: Maksim_Andre)

комментарии
1
dengess1-6 · 09-10-2014

Поразительно! ЧД легче Солнца и вращается вокруг звезды. Даже не знал что такое бывает. :O

2
Djevs123 · 09-10-2014

интересное чтиво, особенно размер поразил.

3
dilettant170 · 09-10-2014

А может это НЗ?

4
Delitant139 · 09-10-2014

Как образовалась (из чего) такая лёгкая ЧД.

5
kaa8307132 · 09-10-2014

может быть раньше это был БК или НЗ, который забирал вещество у этой соседней звезды, и в какой то момент аккреция стала такой что этот объект взорвался и превратился в маленькую ЧД. Мы же многого не знаем, мало ли чудес в Космосе...

6
dimitpij108 · 09-10-2014

<яркая черная дыра> Звучит как каламбур. Назвали явно неудачно надо бы поменять. а то что свойства необычные так что точно мы про них знаем? Одни гипотезы.

7
MP214 · 09-10-2014

Вполне возможно это одна из стадий жизни черной дыры.

8
YOV2100 · 09-10-2014

темная и тяжелая (ЧД-обычная); яркая и легкая (ЧД-из Т.матери) :-)

9
dimitpij108 · 09-10-2014

<из Т.матери> B-)
Какой какой матери?

10
kaa8307132 · 09-10-2014

темной)

11
dimitpij108 · 09-10-2014

Негра что ли? или просто немытая?

12
kaa8307132 · 09-10-2014

тока щас вник - черная дыра из темной матери))

13
SlRom136 · 09-10-2014

Еще одно доказательство нашей недалекости в этом вопросе.Ведь минимальная масса ЧД,как считалось ранее 2,5 массы Солнца,а теперь встает вопрос-как вообще такой объект мог появиться?Тут или астрономы чей то напутали,или физикам надо крепко пошевелить мозгами.

14
kaa8307132 · 09-10-2014

или геометрам применить свое калаби-яу к механизму формирования ЧД. Почему мы думаем что все видимое происходит тока в 4-х измерениях?

15
pashgun140 · 09-10-2014

Честно говоря статья меня поставила в тупик))
Как может быть ЧД в 15 раз меньше солнца? Этот карлик еще своего гиганта-соседа хавает. Это все равно что солнце было бы донором вещества для Юпитера
Как вообще установили что этот объект - черная дыра? А не какой-нибудь неизвестный доселе источник излучения
Как можно разглядеть отдельную звезду за 12 млн световых лет от нас? Че то слабо верится в существование телескопов с такой офигенской детализацией.
Вообще, конечно, было бы интересно взглянуть на оригинал. Тут какая-то бессмыслица

16
Delitant139 · 09-10-2014

pashgun. Скорей всего вы правы, речь шла о размере, а не о массе. Очипятка?

17
dilettant170 · 09-10-2014

Теоритически возможно образование ЧД и микроскопического размера. Вспомните хотябы споры вокруг адронного коллайдра, мол низзя его запускать, ибо есть опасность образования ЧД, коя можети уничтожить и саму установку и кусок окружающего пространства, а то и всю Землю.
В "Вике" в статье про ЧД есть перечень возможных вариантов возникновения ЧД, есть там и такая возможность образования ЧД: "возникновение в ядерных реакциях высоких энергий".

18
elfaix124 · 09-10-2014

Журноламеры в своём репертуаре. То закрывают чёрные дыры, то снова открывают и только у них чёрное может быть ярким.

19
dimitpij108 · 09-10-2014

<только у них чёрное может быть ярким.> а вы уважаемый и в самом деле верите что она чёрная? Тогда кто из вас ламер? Она не чёрная, да собственно и не дыра вообще то.

20
dimitpij108 · 09-10-2014

<pashgun. Скорей всего вы правы, речь шла о размере, а не о массе. Очипятка> Вот так и разрушаются мячты! Ленка то как возрадовалась! Пишет -она все таки треугольная!!! Я правая!А здесь опаньки и вторая смена- перевели с ошибками.

21
Cursed148 · 09-10-2014

действительно поражает....но сколько бы не бились в своих теориях, без ученых ответа мы не узнаем.
Чд по своей сути это воронка, и не важно какого размера она и какого размера поглощаемый объект, она будет его жрать всегда с определенной скоростью(хотя тут скорей всего зависит из чего состоит объект). проведите опыт с песком и воронкой, и сразу будет понятно. а ещё я бы очень хотел узнать как эволюционируют ЧД.

22
Leonid3190 · 13-10-2014

В этом переводе допущена "очепятка" -- следует читать "в 15 раз тяжелее нашего Солнца" 8-)

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!