Миссия аппарата Venus Express близится к своему завершению
AstroNews.ru - 28 Ноября 2014 00:32:19
Это был интересный год для Venus Express. Несколько месяцев назад диспетчеры намеренно погрузили космический корабль в атмосферу планеты – для научных целей, конечно. Смелый маневр был одобрен, потому что миссия корабля подходит к своему завершению. Запасы топлива почти истощились, поэтому аппарат когда-то начнет падать. Вероятнее всего, это произойдет в 2015 году. Впрочем, никто не знает, когда именно это случится.
До 30 декабря диспетчеры Европейского космического агентства (ЕКА) попытаются поднять корабль на более высокую орбиту, чтобы получить дополнительные результаты. После этого, все будет зависеть от объема оставшегося топлива.
Погружение в плотную атмосферу принесло несколько сюрпризов. В недавнем сообщении, опубликованном в блоге ЕКА, рассказывалось об изменениях в атмосфере, которые были значительнее, чем ожидалось. Между различными высотами диспетчеры иногда наблюдали устойчивый рост давления, а иногда множественные пики. Сейчас корабль достиг высоты в 129,2 км над поверхностью, но большую часть времени в течение месяца он находился в диапазоне высот от 131 до 135 км.
«Одним из возможных объяснений могут оказаться атмосферные волны», – заявил Хакан Сведхем (Håkan Svedhem), ученый из проекта Venus Express.
«Причиной появления этих особенностей могут быть ветра, распространяющиеся с большой скоростью над вереницами гор. В таком случае волны распространяются по направлению вверх. Однако, такие волны никогда ранее не обнаруживались на таких высотах – в два раза превышающих высоту облачного слоя, покрывающего Венеру».
В ЕКА наблюдали повышение атмосферной плотности в 1000 раз между высотами 165 и 130 км, а также её изменение при смене дня и ночи (плотность была в 4 раза больше, чем на солнечной стороне). Помимо этого, были проведены измерения частиц высоких энергий и магнитного поля Венеры. Результаты этих измерений обрабатываются.
Однако сейчас миссия точно подходит к своему завершению после восьми лет пребывания на орбите Венеры, что в четыре раза дольше основной миссии. И несмотря на то, что аппарат находится в хорошем состоянии и выполняет рутинные научные операции, осталось, примерно, лишь 3 кг топлива и 5 кг окислителя. При этом, вероятно, что не весь объем топлива будет доступен из-за движения топлива внутри баков, сказали в ЕКА. Грядущий маневр потребует затрат в виде 1,4 кг топлива и 2 кг окислителя.
«К сожалению, нам неизвестно, сколько топлива осталось в баках, но мы намерены продолжить процесс движения вверх и вниз, пока топливо не иссякнет. Мы ещё не решили, следует ли нам просто продолжать, пока не потеряем контроль, позволив аппарату войти в атмосферу и сгореть естественным образом, или же нам следует попытаться осуществить контролируемый спуск, пока он не перестанет функционировать», – добавил Сведхем.