новости космоса
14525 23
28 января 2015 09:39:01

Пузыри Ферми могут стать ключом к пониманию темной материи

По сравнению со многими другими галактиками Вселенной наш Млечный путь является довольно «тихим местечком». Но так было не всегда. В 2010 г. команда астрономов из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра обнаружила структуры, получившие название «пузырей Ферми» и представляющие собой два гигантских пузыря, простирающихся в обе стороны от плоскости диска Млечного пути на десятки тысяч световых лет. Эти образования порождены электромагнитным излучением, исходящим из центра нашей галактики. Их существование может указывать на высокоэнергетическое событие, имевшее место миллионы лет назад и, по-видимому, состоящее в том, что гигантская черная дыра, лежащая в центре нашей галактики, поглощала колоссальные количества газа и пыли — возможно, в сотни или тысячи раз превышающие массу Солнца.

Три физика-первооткрывателя «пузырей Ферми»: Дуглас Финкбейнер, Трэйси Слейтер и Мэнь Су дали интервью изданию Kavli Foundation, в котором обрисовали направления возможных исследований обнаруженного ими ранее космического феномена.

Первое, что отметили ученые — это тот факт, что наукой до сих пор не подтверждено единство механизмов образования гигантских пузырей Млечного пути и подобных им структур, обнаруживаемых в других галактиках Вселенной. Дело в том, что, в отличие от «пузырей Ферми» Млечного пути, наблюдаемых в гамма-диапазоне электромагнитного спектра, подобные им «пузыри», расположенные в иных галактиках, наблюдаются лишь в рентгеновском, радио- и микроволновом диапазонах. Это связано, в первую очередь, с тем, что значительная удаленность от нас таких объектов не позволяет рассмотреть наиболее высокоэнергетическую составляющую спектра их излучения.

Кроме того, добавили исследователи, измерение интенсивности гамма-лучей гигантских пузырей Млечного пути может помочь обнаружить облако темной материи, предположительно, лежащее близ центра нашей галактики, так как взаимодействие между частицами таинственной субстанции может сопровождаться испусканием гамма-квантов.


(Добавил: Hot Temp)

комментарии
1
Reject6668 · 28-01-2015

(1) "в отличие от «пузырей Ферми» Млечного пути, наблюдаемых в гамма-диапазоне электромагнитного спектра"
(2) "Это связано, ..., с тем, что значительная удаленность от нас таких объектов не позволяет рассмотреть наиболее высокоэнергетическую составляющую спектра их излучения."
.
В одном абзаце и "загадка" и ответ на "загадку". Это не спишешь на "трудности перевода".
.
p.s. Как всегда не забыли дописать в конце про "исследования" мифической тёмной материи.

2
Inoletyanin9 · 28-01-2015

Можно назвать их мифические тёмные пузыри Ферми, то есть пузыри ДугласТрэйсиМэньи.
У меня в связи с этим вопрос возник, а что, раньше никто не мог заметить такие громадные пузыри?
Странно как то это?

3
DimitriyP173 · 28-01-2015

Для начала - это пузыри не мифические, а самые что ни есть всамделешние.
Для продолжения - их и раньше замечали, но в других галактиках. А эти двое и китаец обнаружили такие же, но в нашей собственной галактике. Так что ничё такого странного.

4
Inoletyanin9 · 28-01-2015

Странно не то что их открыли, а то что их открыти у нас под боком только что, а в других галактиках давным давно, вот в этом странность.

5
DimitriyP173 · 28-01-2015

Это то как раз не странность. Мы ж смотрим на свою галактику можно сказать "из форточки". А из неё другие дома завсегда лучше видны, чем свой собственный.

6
p777154 · 28-01-2015

У всех у них, как я поняла, разные диапазоны эл.-магнитного спектра. Ну и ,конечно, наш МП уникален.!

7
dilettant170 · 28-01-2015

Татьян, конечно уникален! Он же (МП) наш дом родной, а в гостях у других нам может и не суждено побывать вовсе.
Я предпологаю, что этой троице первым пришло в голову поискать "пузыри Ферми" у нас в галактике, при этом покрутив ручку настройки радиотелескопа. А то бы продолжали смотреть сквозь и удивлятся, а почему сих "пузырей" не в родной галактике?

8
geolux138 · 28-01-2015

"Пузыри Ферми" Млечного Пути наблюдаются не только в гамма-диапазоне, но и в рентгене, согласно всем статьям на эту тему, опубликованным ранее (как раз фотохудожество в заголовке - из первой такой статьи от 2010г.).
Что касается происхождения этого излучения, то его можно объяснить и тем, что неск. млн. лет назад сверхплотным телом в центре галактики был испущен джет, а излучение - его остаточные проявления. Если бы нынешние астрофизики не были зациклены на аккреции газа и его излучении при этом как объяснении всего непонятого, то можно бы было и поискать следы этого джета в космосе наблюдениями в разных частях спектра; потому что сейчас точно известны и скорость, и направление движения Галактики в пространстве (определённые разными методами, дающими довольно близкие результаты).
Центр Галактики закрыт от нас в оптическом диапазоне мощными облаками пыли и газа. Телескопы, которые видят сквозь это в разных частях спектра появились совсем недавно.

9
Inoletyanin9 · 28-01-2015

Есть даже целый фильм, рассказывающий как две обсерватории соревновались в открытии центра галактики СМЧД, Стрельца, если не ошибаюсь в инфракрасном излучении.
А то что мы смотрим нашу галактику из "форточки" в общем то верно, но мне кажется вернее всего то, что как будет поставлен вопрос, что и как ищем. Эти трое учёных поставили правильно вопрос, "крутанули" не стандартно ручку настройки телескопа, и вот результат.
МП зауважал - нестандартнюки, однако.
Но если по-внимательнее вглядеться в другие галактики, и эта "нестандартность" ..., ну вы сами всё поняли.

10
Inoletyanin9 · 28-01-2015

"...а в гостях у других нам может и не суждено побывать вовсе."
Эхььь, да нам бы хоть к соседней ближайщей звезде чернодырочку кротовую проковырять бы! На освоение Молочного Пути уйдут миллиарды лет, чего там рыпаться на другие галактики. А там глядишь, и Андромеда подоспеет. Вот будет братание союзов и империй миллионов объединённых цивилизаций.

11
YOV2100 · 28-01-2015

думаю главная роль тут принадлежит Мэнь Су что касаема пакруть ручтку настройки не вту сторону у них на все свой спицифический взгляд "под своим косым углом" но для науки это важна вещь! уважуха китайсам и тут они!!!

12
Sqwair777113 · 28-01-2015

Это уже не баян, а целый аккордеон!
astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=6334
astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4986
astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2670
и еще много всего. Достаточно, здесь же на Астроньюсе поискать фразу "пузыри ферми".

13
YOV2100 · 28-01-2015

Sqwair7774
и то наука никада непользовался месным поисковиком спасибо!

14
Гришин_С_Г158 · 28-01-2015

geolux5: "Пузыри Ферми" Млечного Пути наблюдаются не только в гамма-диапазоне, но и в рентгене... Что касается происхождения этого излучения, то его можно объяснить и тем, что неск. млн. лет назад сверхплотным телом в центре галактики был испущен джет, а излучение - его остаточные проявления. ... можно бы было и поискать следы этого джета в космосе наблюдениями в разных частях спектра...".
Поддерживаю, хотя в деталях не со многим не согласен.
Тем более, что такая форма как пузырь не даёт возможности
уверенно заявлять, что излучение результат распада вещества
в дырке бублика (в цикланте). Да и есть ли она сейчас
в рассматриваемом прошлом) в "центре" МП - большой вопрос.
Меня смущает двусторонность пузырения. Впрочем, как
и двусторонность джетов. Не вижу механизмов образования.
Другое дело - односторонность - там всё как-то толкуется.

15
dilettant170 · 28-01-2015

По логике, да, джет должен в одну сторону испускаться, но картина и с джетами и с пузырями указывает на двусторонность явления. Видать в строении ЧД учёные не разобрались пока, похоже всё-таки другие механизмы там присутствуют, слетать-посмотреть что там да как.
А может быть джет, выброшенный из центра галактики поджигает вещество в "пузыре", как в газоразрядной лампе и потому квазар так ярко светится?

16
Sqwair777113 · 28-01-2015

А вот ешшо предположение. Галактики также имеют магнитное поле и магнитные силовые линии (факт). Пузыри/джеты образуются именно в полюсах галактик, как северное сияние в полярных районах Земли, в местах соединения магнитных силовых линий сев. и юж. полюсов.

17
DimitriyP173 · 28-01-2015

Sqwair777. Хм... А разве классическая теория образования джетов не гласит того же спмого, правда не в масштабах всей галактики, а "всего лишь" в пределах СМЧД в её центре?

Мне, кстати, вот что взбрело в голову: у земли ведь тоже магнитное поле есть. У Юпитера оно аж за орбиту Марса, говорят, залазиит. Ну я и мыслю: а не испускают ли они джетов из частиц солнечного ветра с полюсов?

18
Sqwair777113 · 28-01-2015

Очень даже возможно! Насчет галактических джетов, имхо кроме смчд, есть же еще куча всяких просто нз и просто чд, согласно теориям, в центре галактики этих самых объектов, ну просто завались! Вот и резонируют как бы. И магнитные поля тоже вносят свою лепту, на полюсах-то, в местах выхода/входа магн.силовых линий воздействие минимальное. Стало быть веществу/энергии легче покинуть галактику именно в этих местах. Осмелюсь даже предположить, что у галактик имеются даже внешнее, среднее, внутреннее магн. поля, по аналогии с СС и Землей.

19
Reject6668 · 29-01-2015

DimitriyP, не, масштаб не тот. Но вот полярные сияния наблюдаются причем очень мощные.

20
Reject6668 · 29-01-2015

p.s. Дело не только в силе магнитного поля, а и в количестве материи, которое это магнитное поле захватыает. То, что выбрасывает Солнце в виде космического ветра, как раз и хватает только на полярные сияния.

21
geolux138 · 29-01-2015

DimitriyP, Вам правильно "взбрело" про Юпитер. Не так давно ( 2000-й год,орбитальная обсерватория Чандра) обнаружено пульсирующее рентгеновское излучение из его околополюсных районов или прямо с полюсов (думаю, там и гамма-излучение возможно, но пока не обнаружено). Современные теории объяснить его не могут, хотя малоубедительные попытки были.

22
rooney119 · 29-01-2015

Странные и устарелые новости

23
Inoletyanin9 · 30-01-2015

rooney1, помимо новостей есть ещё комментарии к ним, не читали?

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!