новости космоса
10234 34
26 апреля 2016 18:58:55

Французский спутник «проверит на прочность» теорию относительности Эйнштейна

Общая теория относительности подвергнется проверке при помощи недавно запущенного спутника в эксперименте, который может перевернуть вверх дном всю современную физику.

Французский орбитальный аппарат «Микроскоп» постарается «найти уязвимость» в одной из самых знаменитых теорий Эйнштейна, закладывающей основы современного понимания гравитации.

Ученые будут использовать эту установку для измерения параметров движения двух разных кусков металла – одного титанового, а другого – выполненного из платино-родиевого сплава – при нахождении обоих исследуемых объектов на орбите.

Согласно теории Эйнштейна при идеальном свободном падении оба этих объекта должны двигаться одинаково. Однако, если будет показано, что эти объекты ведут себя в этих условиях по-разному, то «принцип будет нарушен – событие, которое потрясет здание современной науки до основания», сообщает компания Arianespace, запустившая этот спутник на орбиту вчера, в понедельник.

Также на борту российской ракеты «Союз», стартовавшей с космодрома во Французской Гвиане находился спутник, предназначенный для наблюдений Земли из космоса, оснащенный радаром, позволяющим отслеживать климатические изменения на поверхности Земли, и обещающий стать важным элементом системы предотвращения природных бедствий.

Спутник «Микроскоп» вместе с ещё одним французским спутником, запущенным на орбиту два года назад, являются частью проекта «Коперник» стоимостью 3,8 миллиарда евро, в рамках которого предполагается размещение на орбите в общей сложности шести космических аппаратов.


(Добавил: Hot Temp)

комментарии
1
Vili14 · 26-04-2016

А если теория окажется опровергнута?? Вот гипотетически данные скажут - нет парень Альберт, ты не прав со своей теорией. Это крах. Может не стоит так рисковать).

2
Leonid3190 · 26-04-2016

Они бы предварительно с Пизанской башни бросали :-)
Уж слишком много надо точных знаков после запятой, чтобы на маленьких массах проверять одинаковость орбит, да и учесть разностные факторы, скажем, мою прогулку в магазин как раз во время измерений :-)

3
elena192 · 26-04-2016

Vili16,надо надеяться,что всё будет по теории.Какой же это крах?Все честно делали свою работу,ведь как известно,не ошибается тот,кто ничего не делает

4
Peery_Maus112 · 26-04-2016

Как говорится, "дай Бог нашему теляти волка съесть" :-)
Хотя как по мне - бред всё это (на счёт уязвимости ОТО).

5
dilettant171 · 26-04-2016

Как бы нахождение на орбите двух кусков металла не есть пример "идеального свободного падения", ИМХО. И ещё вопрос, а ти куски металла к спутнику привинчены намертво или как?

6
Vili14 · 26-04-2016

elena - Какой же это крах?... полный. Если ОТО неверна то куча ученых со своими диссертациями окажется на помойке. Рухнет куча открытий основанная на ОТО. Про межзвездные перелеты можно и не говорить, так как станет неизвестна граничная допустимая скорость. Космологическая картина мира с Большим Взрывом летит в топку. И все бы ничего но в замен то ничего нет((. У вот тут полезут "назары" с газовиками. Будет хаос. Думаю если возникнут подозрения в верности ОТО то спутник просто угробят втихаря и все. Скажем так .. во благо человечества, а металлические бруски скинут на голову затейникам)).

7
Dafh130 · 27-04-2016

Ну-с, если есть гипотезы и теории, значит обязательны и эксперименты, их подтверждающие или отрицающие.

8
Dafh130 · 27-04-2016

Vili, Вы себе накручиваете..

9
BSN108 · 27-04-2016

Мало мусора летает в космосе, можно и по мусору теорию проверять.

10
dossvd120 · 27-04-2016

А смысл. Ну вот подтвердит этот Микроскоп в миллион первый раз столетнюю теорию, и что идиотов меньше станет?

11
dilettant171 · 27-04-2016

Оффтоп. Первый пуск с "Восточного" отменён по техническим причинам, автоматика отменила пуск за 1,5 мин до старта. Пуск отложен на сутки.

12
stardust125 · 27-04-2016

Поспорить, что ли, с кем то на ящик пива, что вместо "проверки на прочность", спутник "блестяще подтвердит теорию" ?
Улыбаемся и машем, улыбаемся и машем ... )))

13
dimitpij108 · 27-04-2016

"скажем, мою прогулку в магазин как раз во время измерений :-)" Вредительство! Леонида из дому никуда не пущать пока експеримент идёт, а то потратили почти 4 ляма евриков, а Леонид им своими прогулками всё испортит (продукты на дом носить (и мне тоже) и желательно бесплатно, а о ведь тоже могу повлиять! ;) И ещё а зачем из платино-родиевого сплава? Ялюминь не прокатит? Ну или медь железяка какая

14
max13111964111 · 27-04-2016

Я правильно понимаю, что об эксперименте было объявлено не до старта, а только после успешного вывода спутника на орбиту?

15
Leonid3190 · 27-04-2016

dimitpij, сплав платинородий имеет удельный вес от 13 до 20 (уж не знаю, какой отношение у них), а титан ~4.5, на разнице объёма (или массы при одинаковых размерах) они и желают уловить разницу в поведении 8-) Полагаю, что точность измерений им не позволит эту разницу уловить, на что они и рассчитывают и скажут, что надо эксперимент продолжить с бОльшими массами, особенно из платинородия :-)

16
dimitpij108 · 27-04-2016

"на разнице объёма (или массы при одинаковых размерах) они и желают уловить разницу в поведении" Яснеько. Хитрые.

17
Shakirov107 · 27-04-2016

<Общая теория относительности подвергнется проверке при помощи недавно запущенного спутника в эксперименте, который может перевернуть вверх дном всю современную физику>.
Ревизионист а)держит "нормально" стакан, щупает верх и делает "открытие": "...а у стакана нет дна!"; в) переворачивает стакан вверх дном и восклицает:"...да в него и наливать некуда!".
Если по сути: при равенстве масс образцов, для выравнивания сил сопротивления остаточной атмосферы, платино-родиевый шар (видимо) должен иметь полость. Разность "хода" эталонов может теоретически возникнуть за счет различия их магнитных свойств. Скажем, что-то похожее на "боковое торможение" из-за взаимодействия наведенных магнитных полей образцов и Земли.

18
VLADISLAV3105 · 27-04-2016

что то интересное скажу заветное слово :авось: опровергнут

19
geolux138 · 27-04-2016

Никакого "потрясения здания современной науки" не будет при любом исходе этого эксперимента. Вся мощь нынешней клановой системы организации науки (теоретической) направлена на сохранение и развитие нынешних основополагающих, "общепринятых" теорий, и один удачный эксперимент ничего не решит; в лучшем случае его будут замалчивать или опровергать точность полученных результатов. Подтверждение ОТО тоже ничего не даст по тем же причинам - всегда можно оспорить точность и полноту данных. Можно вспомнить результаты тоже спутникового эксперимента GRAVITY PROBE B в 2004-2005гг. (был приурочен к 100-летию ОТО и должен был блестяще подтвердить два её эффекта). И что? Быстрая обработка данных, чтобы выдать результаты в 2005-м к юбилею, как планировалось - не получилась (видимо, подтверждения не получилось). Потом данные статистически обрабатывались более шести! лет, выдали результат, якобы подтверждение, с точностью 1% и 20%. И кого в чём такой результат после такой обработки убедил или что доказал?
Фактически, если разобраться в деталях, ОТО до сих пор прямыми экспериментами не подтверждена и не опровергнута, что и сподвигло данных экспериментаторов на очередную попытку.
По моему мнению, такие попытки вообще обречены на неудачу. По той причине, что ОТО - это чисто математическая, геометрическая теория (попытка геометризации физики); а её пытаются опровергать или подтверждать физическими экспериментами. При том.. что физическая природа сил гравитации неизвестна. Математически же она в целом опровергнута ещё в 80-х годах прошлого века академиком А. А. Логуновым; точнее, он добавил к 10 уравнениям Эйнштейна ещё четыре, что устранило противоречия ОТО и сделало её физической, а не чисто математической (фактически это - новая теория).

20
Peery_Maus112 · 27-04-2016

VLADISLAV3: <авось: опровергнут>
Это вряд ли, поверьте!
P.s.: Сергей, исправьте в "личке" своё имя (там опечатка).

21
Leonid3190 · 27-04-2016

"..ОТО до сих пор прямыми экспериментами не подтверждена.." (с)geolux
Ну да, конечно, а те микросекунды, на которые каждый день корректируются часы систем определения координат, это не прямой эксперимент, просто серые будни практической работы, о которой можно и не вспоминать :-)

22
Asvertyk6 · 28-04-2016

"P.s.: Сергей, исправьте в "личке" своё имя (там опечатка)".
Peery_Maus, а может быть у него такое имя и есть - Аергей. Современно, и по гейвропейски :)!

23
geolux138 · 28-04-2016

Leonid3 , эксперимент GRAVITY PROBE B после более чем шестилетней СТАТИСТИЧЕСКОЙ обработки результатов (статистика не только знает, но и может всё !) позволил, якобы, подтвердить эффект геодезической прецессии с точностью 1%. Каким образом? Из одних десятков градусов паразитных эффектов и шумов вычтены другие десятки градусов того же (там было два прецизионных гироскопа), и получились угловые миллисекунды с однопроцентной точностью. По поводу непосредственно коррекции часов системы GPS (вообще-то это скорее относится к СТО, а не ОТО) ещё Рональд Хатч, известный специалист в GPS, бывший президентом Института систем космической навигации и пр., про ход часов и коррекцию их высказался когда -то в том смысле, что имеющееся в литературе объяснение этого неправильно; истинное объяснение хода часов в GPS несовместимо с СТО Эйнштейна.
Второй же эффект - явление увлечения инерциальной системы отсчёта - "подтверждён" с точностью 20%, что подтверждением, в общем-то, не является.

24
stardust125 · 28-04-2016

geolux22, Более того, насколько я помню несколько лет назад на одном из официальных сайтов по работе gps писалось, что эффекты сто там не учитываются (т.к. они были бы чрезмерно малы).

25
nanomorph110 · 28-04-2016

stardust, Если бы эти эффекты СТО в GPS не были приняты в расчет, то координаты, вычисленные на основе облака GPS-спутников, были бы неверными уже через две минуты, а ошибки в глобальных местоположениях продолжали бы накапливаться со скоростью примерно 10 километров в день.

26
Peery_Maus112 · 28-04-2016

Простите, возможно ошибаюсь, но на ход часов GPS-спутников заметное влияние оказывает отсутствие гравитации (т.е ОТО), а не их скорость полёта (эффект СТО здесь слабо выражен).

27
Peery_Maus112 · 28-04-2016

P.S.: Не точно выразился - разумеется, не полное "отсутствие гравитации" Земли, а её существенное уменьшение на гео-стационарной орбите.

28
nanomorph110 · 28-04-2016

Peery_Maus, вопреки распространенному ошибочному мнению, спутники GPS находятся не на геостационарной или геосинхронных орбитах(орбитальная скорость порядка 14 тысяч километров в час), поэтому пренебрегать СТО без существенного снижения точности здесь не получится.

29
Peery_Maus112 · 28-04-2016

nanomorph, Согласен, мне надо бы по-изучать мат.часть...

30
Peery_Maus112 · 28-04-2016

P.P.S.: Но всё-таки, к вопросу об эффектах ОТО и СТО. Ведь получается что влияние (увеличения) скорости обратно (уменьшению) гравитации. В первом случае скорость течения времени (на часах спутника) как бы замедляется, во втором - ускоряется. Так какой эффект всё же оказывается более выраженным в нашем случае? Т.е. в какую сторону вводится поправка?

31
Peery_Maus112 · 28-04-2016

Я ещё более уточню вопрос. На высоких орбитах (совершенно очевидно) сильнее проявляется эффект ОТО, на низких же - напротив, СТО. В случае со спутниками GPS какой эффект проявляется сильнее?

32
dilettant171 · 29-04-2016

С "проблемой" GPS-спутников так до конца разобраться не удалось, поэтому и потребовалось строительство наземных станций для корректировки позиционирования, без наземных станций ошибки были ужасающими.

33
nanomorph110 · 29-04-2016

Peery_Maus Эффект ОТО вроде как сильнее. Накопал тут информацию:
ОТО предсказывает для спутников системы GPS, что атомные часы на орбитальных высотах спутников GPS идут быстрее примерно на 45900 нс/день, потому что они находятся в более слабом поле тяготения, чем атомные часы на земной поверхности. Специальная теория относительности (СТО) предсказывает, что атомные часы, перемещающиеся с орбитальной скоростью спутников системы GPS идут медленнее примерно на 7200 нс/день, чем неподвижные наземные часы. Чтобы не иметь часы с такими большими различиями скорости хода, спутниковые часы перед запуском регулируют на такую скорость хода, чтобы компенсировать эти предсказанные эффекты.

34
Peery_Maus112 · 29-04-2016

nanomorph, Большое спасибо за информацию!
В общем получается, как я и предполагал, что для спутников GPS эффект ОТО более выражен, чем СТО. А вот для космонавтов и астронавтов на МКС - наоборот, по-скольку и скорость больше, и гравитационное поле Земли сильнее (хоть и немного меньше, чем на поверхности планеты). Правда эффект этот насколько ничтожен, что для всех проводимых на станции работ он не оказывает сколь-либо заметного влияния и им можно пренебречь.

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!