новости космоса
6908 16
08 июня 2016 19:13:37

Исследователи применили сетевую теорию для решения начальной функции масс

Ученые впервые использовали методы сетевой науки для решения фундаментальной астрофизической проблемы – так называемой начальной функции масс (НФМ), функции распределения звезд по массе в галактиках и звездных кластерах. Результаты исследования были опубликованы в последнем номере The Astrophysical Journal.

Аспирант Мичиганского университета Андрей Клишин под руководством Игоря Чилингаряна Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга при МГУ и Смитсоновской астрофизической обсерватории применил методы сетевой науки для решения 60-летней астрономической проблемы. «Данные методы ранее были применены в различных исследовательских областях – от социологии и информатики до молекулярной биологии, но никогда ранее в астрономии» – объясняет Игорь Чилингарян.

НФМ описывает относительные долевые распределения звезд различной массы в звездных системах или галактиках. В 1955 физик-теоретик и астрофизик Эдвин Солпитер первым вывел этот распределительный закон эмпирически, используя подсчет ближайших к нам звезд (известный сейчас как функция масс Солпитера). Он показал, что распределение звезд по массе есть степенная функция с показателем степени -2.35, т.е. количество звезд массой 10 масс Солнца в 102,35 = 220 раз меньше, чем звезд массы Солнца.

Знание того, как звезды в галактиках или звездных кластерах распределены по массе, чрезвычайно важно для астрономов. Звездная система сродни большой семье, в которой все члены регулярно взаимодействуют. Они разграничивают свое «личное пространство» по определенному принципу и по тому же принципу реагируют на внешнее воздействие. Чтобы лучше понять, как члены этой семьи влияют на развитие друг друга, астрономы должны знать, из каких типов звезд семья состоит – т.е. знать количество звезд каждой «весовой категории» в системе.

Игорь Чилингарян и Андрей Клишин описали систему протозвезд, которые развиваются за счет поглощения газа из межзвездной среды как пространственная сеть растет по принципу привилегированного добавления: узел сети создает новые связи тем быстрее, чем больше у него на данный момент связей. В межзвездной среде связями являются гравитационные силы, действующие между плотными ядрами молекулярных облаков, которые позже сформируются в звезды. «Мы показали, что степенное распределение в НФМ возникает независимо от изначального распределения масс протозвезд, если плотность распределения в межзвездном облаке фрактальное. Это фрактальное распределение прямо следует из классической теории турбулентности, разработанной советским математиком Андреем Колмогоровым. Мы встречаемся с фрактальными или самоподобными предметами каждый день. Среди них облака атмосферы Земли, снежинки, а также некоторые фрукты и овощи, такие как цветная капуста или брокколи», – говорит Игорь Чилингарян.

В рамках этой простой модели ученые теоретически объяснили форму НФМ всего 8-ю уравнениями, не требующими включения каких-либо неподтверждённых допущений или дополнительных свободных параметров множества существующих теорий звездообразования. Игорь Чилингарян делает особый акцент на том, что все существующие НФМ-теории были разработаны с использованием классического астрофизического подхода и предоставил длинные статьи, включающие целые страницы вычислений и сотни формул.

«Игорь предложил мне присоединиться к проекту после нашей с ним встречи в Бостоне, когда я упомянул о своей заинтересованности в статистической физике, – говорит Андрей Клишин. – Это область физики, имеющая дело с системами, состоящими из огромного числа частиц, характеристики которых перестают иметь значение. Мы знаем что точно такой же показатель степени функции масс Солпитера -2.35 был получен при анализе множества звездных кластеров различных возрастов, металличностей и масс. Это предполагает, что данная величина не зависит от локальных свойств конкретного кластера, но выводится из некоторого общего принципа. Вот почему когда мы вводим принцип привилегированного добавления в нашей работе, мы ссылаемся на труды в сетевой науке, библиометрии, биологическом видообразовании. Во всех этих системах статистические свойства оказываются схожими».

Сетевая наука это современная область исследований, разработанная в течение последних 15-20 лет. Как следует из названия, она изучает свойства сетей как математических объектов вне зависимости от конкретной системы, описанной как сеть. Сетевая теория может, к примеру, описать электрораспределительную сеть как сумму электростанций, нагрузки и линий электропередач; она также описывает взаимодействия групп белков живого организма, связи пользователей социальных сетей или вообще весь Интернет, или взаимодействие ученых в научном сотрудничестве.

«Это работа первая в своем роде, она формирует базу для нового междисциплинарного подхода в астрофизике. Мы планируем и далее разрабатывать это семейство методов и использовать их для изучения широкого спектра астрофизических явлений в таких направлениях исследования как звездообразование и наблюдательная космология. Так например, данные методы будут применены в исследовании макроструктуры распределения вещества во вселенной», – резюмирует Игорь Чилингарян.


(Добавил: RoboAstroNews)

комментарии
1
dilettant170 · 08-06-2016

Простое уравнение - это что-то типа 1+2=3? Что-то мне подсказывает, что эти "простые уравнения" не такие уж и простые. Распределения по массам установили, но ведь этого мало для решения "60_ти летней астрономической проблемы", скорее всего это начало долгого пути.

2
Гришин_С_Г158 · 08-06-2016

Неужто PERT-ом запахло, сетевыми графиками? Однако,
хоть бы и не так, всё равно на муру похоже. Отказ
от конкретной информации в пользу статметодов на более
общем уровне - это, по-моему, лукавое жульничество.
С опорой на то, что "у нас всё схвачено". Использование
того, что в официальной космологии до сих пор нет общей
структурной парадигмы...
По "мелочи" - "В межзвездной среде связями являются
гравитационные силы, действующие между плотными ядрами
молекулярных облаков, которые позже сформируются в звезды" (С).
Каким образом в центре вихря из более или менее
однородной материи "плотные ядра" могут сформироваться?
У Колмогорова это написано? По-моему, это и уму непостижимо
и в эксах этого нет, насколько мне известно.
Одна надежда - "мусорная" версия. Или я не прав?

3
MaiorVihr112 · 08-06-2016

"...есть степенная функция с показателем степени -2.35, т.е. количество звезд массой 10 масс Солнца в 102,35 = 220 раз меньше, чем звезд массы Солнца..."
Точно нигде нет ошибки? Или должно быть 10 в -2,35?

4
Peery_Maus112 · 08-06-2016

Вообще-то с этим представлением (написанием) чисел в Nn-ой степени часто сплошные проблемы. Может быть, имелось в виду 10^-2,35 ? Но тогда вроде должно было бы быть "в...235 раз меньше"?
Я и так (честно признаюсь) далёк от понимания сути изложенной в статье темы. А тут и вовсе запутался... :-(

5
Peery_Maus112 · 08-06-2016

P.S.: Прошу прощения, но тогда получается (если не врёт мой калькулятор) 1/0,0056234 = 178 раз.

6
Peery_Maus112 · 08-06-2016

P.P.S.: Ещё раз Excuse me, всё верно (видать, я перепутал клавиши):
10^(-2,35) = 0,0044668 (Обратная величина = 224), т.е. примерно в 220 раз меньше.

7
Гришин_С_Г158 · 09-06-2016

По-моему,"102,35 = 220" - это интервал, внутри которого
находится (с какой вероятностью - не сказано)величина,
полученная из степенной регрессионной модели от одного
переменного (массы, вроде).
Кто писал - обсдался и вместо "-" засадил "=". Так я думаю.

8
dimitpij108 · 09-06-2016

Эээээ это чего было то?Кто дочитал до конца и всё понял?Зело запутанная статья с не очень удачными образными сравнениями и иллюстрацией похожей на носовой платок трубочиста?Суть сего опуса?Новый подход в астрофизике заменяющий прямые наблюдения математическими упражнениями?

9
DimitriyP173 · 09-06-2016

dimitpij. Не-е, скорее уж новый способ математического моделирования. Взяли чуваки широко известную (в узких кругах) методу, да и применили её к астрономии.
На результат глянули - ну, вроде похоже на правду (на то что в телескоп глазом видно, или на то что другиме нагипотезировали).

Ну и всё, круто. Теперь эту методу будут пользовать в хвост и в гриву, дабы пытаться спрогнозировать как оно там в космосе всё устроено. Да они и сами об этом пишут. Во:
- "Мы планируем и далее разрабатывать это семейство методов и использовать их для изучения широкого спектра астрофизических явлений в таких направлениях исследования как звездообразование и наблюдательная космология. Так например, данные методы будут применены в исследовании макроструктуры распределения вещества во вселенной»"

Последнее предложение особенно любопытно. Ждём новостей о том, насколько похудела/поправилась наша галактика/вселенная и заявлений о том, что это важный шаг в понимании того, чем на самом деле является загадочная тёмная материя.))))

10
Гришин_С_Г158 · 09-06-2016

Да они из тупой недоношенной однопараметрической статзависимости
свою типа СТО сделают и также будут под неё всё, и фактуру в том числе,
загонять пинками. А кто будет возражать, тот не будет "соответствовать
современным научным представлениям"...
Короче, по-моему, намечается создание новой, долговременной
масштабной
и социально защищённой кормушки, теперь уже в астрофизике и космологии.

11
dimitpij108 · 09-06-2016

"новый способ математического моделирования" То есть они решили изобрети новый способ гадания, а чтоб никто не придирался прикрыться кучей формул и лютых терминов-умно

12
Князь149 · 09-06-2016

Почему сетевые, а не ячеистые как у пчёл? Вселенная не квадратиками строилась, не все модели человечества подойдут

13
DimitriyP173 · 09-06-2016

Князь. "...не все модели человечества подойдут"

- Отнюдь! Перефразируя одного древнего грека - дайте мне подходящих размеров кувалду и я впихну невпихуемое!

14
Князь149 · 09-06-2016

Ах, Дмитрий! Ваше желание впихнуть невпихуемое вполне обосновано - всё таки человек венец природы. Жаль, но не соглашусь. Гомосапиенс в рамках Вселенной не то что впихнуть: впихнуться не может) А "впихнется" Не человек

15
Peery_Maus112 · 09-06-2016

Князь, Уж что-то шибко замысловато Вы высказались...
Однако, могу предположить, что человек для того и появился во Вселенной, чтобы стать ещё одним "инструментом" её преобразования (в смысле, дальнейшего развития). Ну это, если согласно антропного принципа. (Философия, как бы!) :-)

16
Князь149 · 09-06-2016

Peery_Maus, вот с этим соглашусь. Мы лишь маленькое звено, которое в преобразовании Вселенной окажет гипотетическую роль - не более. Просто на каком-то ооочень маленьком промежутке времени преобразуем одни молекулы в другие, а те в другие и т.д. что бы в конечном итоге опять стать звёздами а потом сжаться до нейтронной звезды или ещё сильнее - до уровня Чёрной Дыры

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!