новости космоса
10595 35
18 июня 2016 17:00:49

Астрономы объясняют загадку джетов сверхмассивных черных дыр

Моделирование мощных струй, или джетов, формируемых сверхмассивными черными дырами, лежащими в центрах крупнейших галактик, объясняет, почему некоторые из этих джетов покидают родительскую галактику и становятся видимыми через всю Вселенной, в то время как другие джеты распадаются, так и не проникнув сквозь гало родительской галактики.

Примерно для десяти процентов галактик с активными ядрами, в центрах которых, предположительно, лежат сверхмассивные черные дыры, наблюдаются джеты из газа, направленные из ядра в противоположные стороны. Горячий ионизированный газ выталкивается со стороны центра вращающейся черной дыры её магнитным полем.

В новом теоретическом исследовании, проведенном коллективом ученых под руководством астрофизика Александра Чеховского из Калифорнийского университета в Беркли, США, показано при помощи компьютерного моделирования, что «судьбу» джета определяют нестабильности порождающего его магнитного поля. Если джет оказывается недостаточно мощным, чтобы пробить окружающий его газ, происходит сужение и ослабление джета с последующим его распадом. Когда это происходит, горячий ионизированный газ изливается вдоль линий магнитного поля внутрь галактики, в результате чего газ в галактике в целом нагревается.

Мощные джеты, однако, имеют большую ширину и способны проникать сквозь окружающий их газ в межгалактическую среду. Определяющими факторами являются мощность джета и скорость снижения плотности газа с расстоянием, обычно зависящие от массы и радиуса ядра галактики.

Эта модель, которая хорошо согласуется с наблюдениями, объясняет то, что известно как морфологическая дихотомия джетов Фанарева-Райли, впервые открытая Берни Фанаревым из Южной Африки и Джулией Райли, Соединенное Королевство, в 1974 г.


(Добавил: Hot Temp)

комментарии
1
dengess1-6 · 18-06-2016

"«судьбу» джета определяют нестабильности порождающего его магнитного поля. Если джет оказывается недостаточно мощным, чтобы пробить окружающий его газ, происходит сужение и ослабление джета с последующим его распадом. Когда это происходит, горячий ионизированный газ изливается вдоль линий магнитного поля внутрь галактики, в результате чего газ в галактике в целом нагревается."
Тут бы кто пояснил мне. Маг. поле создаёт джет, как? "окружающий газ", т. е. это тот самый газ, что не смог выстрелить джетом и завяз в маг. поле? То есть слабый джет сам себя в итоге прикончил?

2
qk137 · 18-06-2016

Трудно совместить само определение ЧД с тем, что она испускает ионизированный газ. Поясните кто-нибудь.

3
HAHOXAM101 · 18-06-2016

на джет работает магнитное поле ЧД, не сама дыра, которая, видимо, работает активнее обычного, энергично поглощая материю, вращаясь и порождая гигантское магнитное поле. Как-то так.

4
Гришин_С_Г158 · 18-06-2016

Почему-то нигде не определяют достаточно конкретно, что такое
джет. Поэтому у них и узкий вращающийся луч, распространяющийся
порой на сотни тысяч Слет - джет, и вещество вполне спокойно
покидающее вихревую трубку СМЧД - тоже джет...
В существенность роли магнитного поля в образовании джетов
я не верю. Не лезет ни в какие умозрительные ворота.
Склонен считать, что механизмы образования джетов из СМЧД аналогичны сходным гидродинамическим механизмам взаимодействия
движущегося вещества в (и около) вихревой трубки. Один
даже есть не только в эксах, но и используется в некоторых
холодильных аппаратах.

5
dilettant171 · 18-06-2016

Ну так ведь джет это общее название, по-русски вроде "струя", а струя у всех разная. :-)

6
geolux138 · 18-06-2016

Джет - это узкий луч, выброс вещества (видимо, в основном ионизированного) и излучения (жёсткого) некоторыми галактиками (иногда и звёздами). Они обладают некоторыми характерными свойствами, которые (все) любая гипотеза должна объяснить:
1. Джет - двойной, в обе стороны от центра вдоль оси вращения центрального сверхмассивного объекта. Если второго, в обратную сторону, луча не видно (заслонён чем-то), то он обычно обнаруживается при более детальных наблюдениях в разных диапазонах спектра.
2. В составе джета присутствует как вещество, так и жёсткое излучение в ЭМ спектре.
3. Джеты обладают свойством автоколлимации (самофокусировки в узкий луч). Это позволяет им распространяться на расстояния вплоть до миллионов св.лет. почти не расширяясь.
4. Вещество в джеты поступает от центрального тела длительное время, вплоть до сотен тысяч и млн. лет; непрерывно, иногда с небольшими перерывами.
5. Вещество в джетах часто образует самосветящиеся сгустки, которые нередко меняют яркость (ярко вспыхивают). В одном джете этих сгустков может быть не один, и они нередко движутся с разной скоростью, догоняя предыдущие или отставая.
Эти и другие особенности джетов не объясняются полностью общепринятой гипотезой их образования - выброс вещества аккреционного диска под действием магнитного поля. По-моему, созданию реальной теории джетов мешает догма о чёрных дырах в центрах галактик, из которых ничто не может быть выброшено по определению, и догма о том, что их магнитное поле способно что-то выбросить из диска.
Очень хороший пример джетов крупной эллиптической галактики, которые наблюдаются много лет в развитии (в т.ч. с помощью "Хаббла") - галактика M 87; она же несколько лет назад выбросила из себя и очень крупное шаровое скопление или эллиптическую карликовую галактику, в другом направлении.

7
робот150 · 18-06-2016

За джет 150!
Струя разная : наливат и выливат...
150!
Кто-то джет делает не снимая штанов. Например Петрович!
8-)))))
150 за джет!

8
HAHOXAM101 · 18-06-2016

geolux
"..Эти и другие особенности джетов не объясняются полностью общепринятой гипотезой их образования - выброс вещества аккреционного диска под действием магнитного поля. По-моему, созданию реальной теории джетов мешает догма о чёрных дырах в центрах галактик, из которых ничто не может быть выброшено по определению, и догма о том, что их магнитное поле способно что-то выбросить из диска..."
- знаете в чем тут подвох? А в том, что поверхностный взгляд ошибочно не может разделить саму дыру (тело, объект) и её область (гало, атмосферу, акреционный диск и т.п.). Если рассматривать их отдельно - станет понятно, что в них разная физика, разделяемая горизонтом событий. Современная физика вполне может объяснить механизм работы магнитного поля черной дыры - тут не нужно заглядывать за горизонт. В свою очередь, всё, что под горизонтом - понимается плохо.
Популярно объясняется так:
"В момент пересечения горизонта событий каждая частица газа оставляет свою часть магнитного поля у горизонта, и окружающий диск удерживает ее там. Черная дыра, вращаясь, вовлекает пространство в вихревое движение, что, в свою очередь, вызывает завихрение магнитного поля. Магнитное поле, завихряясь, создает мощное электрическое поле (похожим образом оно генерируется в динамо-машине на гидроэлектростанции). Электрическое поле вместе с  завихряющимся магнитным полем выбрасывают плазму (горячий ионизированный газ) вверх и вниз со скоростью, близкой к световой, — так и возникают два джета. направления выброса джетов стабилизируются (если рассматривать усредненные показатели по  годам) вращением черной дыры, которое стабильно благодаря гироскопическому эффекту. У квазара 3C273 только один джет обладает достаточной яркостью, чтобы быть видимым, но у многих других квазаров видны оба джета. Блэндфорд и Знаек детально описали все процессы, отталкиваясь от теории относительности Эйнштейна. они смогли объяснить почти все наблюдаемые свойства джетов. Согласно другой версии, завихряющееся магнитное поле привязано к  аккреционному диску, а не к горизонту дыры и движется по кругу, влекомое орбитальным движением диска. В остальном же все повторяется: эффект динамо- машины и  выброс плазмы. Эта версия работает." (Цитата по "Интерстеллар : наука за кадром / Кип Торн; пер. с англ. Станислава Ломакина. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 336 c. : илл. ISBN 978-5-00057-536-9", Кип Торн, ученый с мировым именем и консультант известной кинокартины Кристофера Нолана «интерстеллар», в своей книге, глубоко погружаясь в научный мир, подробно объясняет все те невероятные факты о гравитации, черных дырах, пятом измерении и других явлениях, которые визуально воплощены в этом фильме.).

9
Shakirov107 · 18-06-2016

Само- или -автофокусировка, - явление, присущее лишь жесткому ЭМ-ному излучению (доказано теоретически нашим соотечественником в середине 20-го века). Из молекул (газа), плазмы реально получить только кумулятивную струю, распадающуюся, быстро расходующуюся на преодоление сопротивления среды и на самопроизвольный распад из-за экстремального градиента давления, если эта среда-вакуум. Любое вещество, сжатое и ускоренное, физически не способно как целая струя преодолеть миллионы световых лет.
Теперь слушайте правильный ответ. Джеты квазаров или АГЯ (активных галактических ядер) - это мощные, коллимированные и когерентные пучки гамма-излучения. Полагаю, что эти пучки рождаются внутри (на оси симметрии, в середине полярной "дырки" тороида) квазаров или АГЯ в результате аннигиляционного взрыва, благодаря чему образуется биполярный выброс (в противоположные стороны), и именно из полюсов тороидальной структуры. geolux25. Согласен с Вами почти во всем, кроме, пожалуй, п.4. Многие, наверняка, наблюдали треки (следы) элементарных заряженных частиц в камере Вильсона. Частица одна и маленькая, а след по сравнению с размером,например, электрона, - громадный. Вполне вероятно, что и гамма-пучок весьма короткий, в любом случае его длина намного меньше, чем его "след" в Космосе. Этот супермощный гамма-лазер летит как удлиненный снаряд конечной длины и обладая экстремальным ЭМ-ным полем, катализирует процесс рождения ЭЧ при взаимодействии с вакуумом, а сам летит дальше. Очень удачный пример Вы привели про "Взрыв на джете М87". Я это фото использовал для обоснования физики джетов квазаров и их кажущегося "красного смещения" (спектральных линий). Но это уже не совсем, но другая история.

10
nazar24 · 19-06-2016

По рисунку, видать художник не имеет ни малейшего представление о чд. ЧД в таком виде нам себя никогда проявит. Вот на моей аватарке, хорошо видно как она выглядеть внутри огненной стены.

11
SlRom136 · 19-06-2016

nazar2
Как раз художник имеет представление,так как изобразил искажение пространства-времени ЧД.
А Вам уже сотню раз писали, что на вашей аватарке фото Солнца с областью менее гарячего газа сделанное через светофильтр.

12
nazar24 · 19-06-2016

SlRom, Вы наверное очень легко поддаетесь гипнотическим действием. Попробуйте вспомнить, когда Кашпировский по ТВ проводил сеансы Вы не махали руками или головой?
Я хорошо помню несколько лет назад эти "пятна" я видел своими глазами без телескопов и без всяких очков во время заката, они были видны как маленькие точки на поверхности Солнце.

13
Гришин_С_Г158 · 19-06-2016

Отлично написали про джеты. Однако, Как магнитное поле
может породить одновременные противоположно направленные
джеты? Не получается ли при этом разрыв непрерывности
и самой функции и её производных? Или это - ничего?
Может ли магнитное поле образоваться без выбеленного
направления? Если нет, то двусторонние одновременные
джеты, порождённые магнитным полем, представить не легко.

14
098765432138 · 19-06-2016


А вот интересно, как ЧД взаимодействует с ТМ? Что-то нигде не слышал.

15
nazar24 · 19-06-2016

"Как магнитное поле может породить одновременные противоположно направленные джеты?"(с) Гришин_С_Г, Вы что не знаете как в обычной катушке образуется маг.поле с разными полюсами? Также в контуре тоже образуется спиральное маг.поле противоположной закруткой от центра.

16
Sqwair777113 · 19-06-2016

0987654321, Как взаимодествует ЧД и ТэМэ, я тоже не слышал, но у некоторых тээмщиков есть гипотеза, что ЧД являются частицами ТэМэ... Не все конечно, а некоторого размера/массы.
Цитата из Вики:
"Космологами высказано предположение, что первичные чёрные дыры с массами в диапазоне от 1014 кг до 1023 кг[2] могут составлять тёмную материю[3]. Это наиболее тяжелые кандидаты на частицы тёмной материи[4]. Чёрные дыры с такими массами (типичный диапазон масс астероидов) включают объекты как достаточно мелкие, чтобы они могли сохраниться до настоящего времени, и при этом достаточно большие, чтобы объяснить наблюдаемый эффект гравитационных линз."

17
HAHOXAM101 · 19-06-2016

Гришин_С_Г
"Отлично написали про джеты. Однако, Как магнитное поле может породить одновременные противоположно направленные джеты? Не получается ли при этом разрыв непрерывности и самой функции и её производных? Или это - ничего? Может ли магнитное поле образоваться без выбеленного направления? Если нет, то двусторонние одновременные джеты, порождённые магнитным полем, представить не легко.".
- я вам не верю - уж вам-то представить себе подобное не трудно. Для остальных я поделюсь вот чем, в свете ваших вопросов.

Если издалека начать, то так: магнитное поле - это удивительный феномен бытия, без которого живое существо испытывает критические нарушения в своей жизнедеятельности; человек без магнитного поля Земли менее жизнеспособен, чем внутри этого поля - потому что эволюция на Земле формировала жизненные формы с учетом этого физического фактора.
Доказано влияние магнитного поля (полей) на живую и неживую материю. Например, магнитострикция - это изменение размеров тела при намагничении. Так, Ni - сжимается в направлении намагничения и увеличивается в размерах в поперечном направлениии, а Fe - в слабых полях увеличивается в направлении намагничения. Электромагнитное поле, как и вещество, обладает как инертной, так и гравитационной массой. Опытным путем доказано, что поле перемещается в пространстве и оказывает давление на препятствия; следовательно, оно обладает массой, импульсом и энергией.
Динамо-механизм форформирования магнитных полей небесных тел основан на преобразовании кинетической энергии дифференциального движения проводящего вещества в недрах этих тел в энергию магнитного поля.
Все процессы, происходящие в поле, подчиняются тем же законам сохранения, что и вещество, а именно: закону сохранения и превращения энергии, закону сохранения количества движения и закону сохранения момента количества движения.
Вы же играли с магнитами и видели лично, как один магнит (источник поля) без физического контакта способен двигать другой магнит, если определенным образом (строгой ориентации) его подвести ко второму. Вы также помните, что магнит своим полем формирует силовые линии, видимые при насыпании железного порошка (опилок) на поверхность над магнитом.
Электрические заряды (частицы) могут свободно двигаться лишь вдоль силовых линий магнитного поля. Когда они летят поперек силовых линий, возникает особая сила, называемая «лоренцовой», которая искривляет траекторию частиц, заворачивает их по окружности. Между прочим, именно лоренцовой силе обязан механизм смещения электронного пучка в трубке старого телевизора, позволяющий осуществить передачу изображения. В пространстве частица будет описывать винтовую линию с осью, параллельной силовым линиям, т.е. при наличии магнитного поля заряженная частица будет двигаться по винтовой траектории, "навитой" на силовую линию поля.
Силовые линии - это как бы контур (прости господи, не хотел я использовать это слово) тороидальной формы в виде линии, исходящей из одного полюса магнита и входящей на другом его конце (если, наример, магнит в форме карандаша). Вокруг "карандаша" образуется как бы тор из этих линий, но часть линий уходит строго по оси карандаша "в бесконечность" - в ось, или в джет, если угодно, так и не возвращаясь в другой полюс карандаша. Обычный, даже неодимовый магнит (неодимовые магниты теряют не более 1-2 % своей намагниченности за 10 лет. Но их можно легко размагнитить, нагрев до температуры +70 °C и более), со временем теряет магнитные свойства - это подтверждает то, что магнит теряет энергию, уходящую, в том числе, в эти джеты "карандаша".
Таким образом, написанным выше я хотел бы проиллюстрировать идею (если не постулат) о том, что любое магнитное тело, т.е. тело, имеющее магнитное поле, формирует своими силовыми линиями джеты, соответствующие полюсам этого поля, через которые поле теряет (расходует) энергию. А энергия может быть частицами любой природы. С другой стороны, не существует известного механизма, позволяющего выбрасывать энергию от одного источника, да еще строго по полюсам в противоположных направлениях.

18
nazar24 · 19-06-2016

"Силовые линии - это как бы контур (прости господи, не хотел я использовать это слово)" (с) HAHOXAM хотите Вы этого или не хотите, со времени всё равно придется воспользоваться этим термином. Вообще-то можно как-то обхитрить народ, другими синонимами и словами, но тогда может народ не поймет вас правильно.

19
Parsek137 · 19-06-2016

Комментарий заблокирован

20
HAHOXAM101 · 20-06-2016

nazar2
"...Вообще-то можно как-то обхитрить народ, другими синонимами и словами, но тогда может народ не поймет вас правильно."
- меня мой народ поймет правильно, или в любом случае спросит о том, чего не понял. Вас же ни я, ни ваш народ не понимает. В мире науки нет ни средств, ни способов, ни желающих кого-то обхитрить. Там все хотят познать истину, т.е. правду такой, какая она есть. Я не знаю адресата для той хрени, которую вы тут пишите, но на внимание народа вам точно рассчитывать не стоит. Даже поржать над вашими постами не смогу - не читаю.

21
dengess1-6 · 20-06-2016

"Даже поржать над вашими постами не смогу - не читаю."
Так, стоп!
Недавно я Назара упрекнул, что тот отвечает на посты моего тёзки не читая их. Теперь НАНОХАМ критикует Назара за его так называемую "хрень", которую оказывается НАНОХАМ не читает. Это как в известном выражении: "Не читал, но осуждаю".
Парни, вы чё...?!

22
HAHOXAM101 · 20-06-2016

Надо когда-то начать соображать, правда? Чтобы понять, что пишется хрень, достаточно прочесть первоначальные несколько постов. После работает репутация. Читать новые бредни, чтобы убедится что это бредни, я не буду.

23
098765432138 · 20-06-2016

"...человек без магнитного поля Земли менее жизнеспособен, чем внутри этого поля..." Это говорит о том, что путь на Марс закрыт, оно там фактически отсутствует. Только на Юпитер.

24
Shakirov107 · 20-06-2016

Гришин_С_Г56. Ваши сомнения понятны. Магнитное поле в принципе не является средством ускорения плазмы, заряженных частиц. К примеру, "магнитные ловушки" (магнитное удержание плазмы) основаны на диамагнетизме ВТП - высокотемпературной плазмы. В магнитном поле ЗЧ(заряженная частица) совершает вращательное движение такое, что собственное магнитное поле кругового тока ЗЧ направлено против основного. Это приводит к выталкиванию ЗЧ из области высокой индукции в сторону меньшей. Можно сказать, что ЗЧ отражаются от областей с большей индукцией магнитного поля "ловушки". При этом чаще изменяется направление движения частицы. Идея "идеальной" магнитной ловушки предполагает существование т.н. магнитных монополей - виртуальных "магнитных зарядов", - существование отдельно существующих "северного" и "южного" магнитных полюсов. Тогда можно было бы реализовать такую конфигурацию магнитного поля: в центре сферы магнитное поле=0, а во все стороны поле сферически возрастает. Вот тогда ВТП деваться некуда, спокойно "творит" ТР (идеал УТС). Потом, магнитное поле вихревое, "силовые линии" всегда замкнуты, они не могут "уходить в бесконечность". Достаточно посмотреть на "излияние" солнечной плазмы по дугам силовых линий протуберанцев.
Насчет биполярности джетов. Попробуйте поразмыслить о двухфотонной аннигиляции электрона с позитроном, отчего 2 гамма-фотона (по 0,511 МэВ) имеют строго противоположные направления? Видимо, есть какой-то "регулировщик". Может, дело во внутренних структурах этих антиподов? Чем, например, обусловлен спин электрона? Возможно, ответ надо искать в вихревых структурах, к которым, мне показалось, Вы небезразличны. Удачи.

25
Asvertyk6 · 20-06-2016

HAHOXAM, Parsek, geolux, Shakirov спасибо за интересную дискуссию и материалы.
HAHOXAM,понятно ваше отношение к nazar2, но ваше высоковзглядие на него несколько ошибочно. Можете его и не читаль, просто картина мира тогда будет несколько скуднее. А некий нюанс в его, как вы называете это популярнейшим словеем здесь "хрени", может оказаться фатальным упущением. По крайней мере, читая его "хрень", вы можете иметь большой контраст с вашим умнознанием, что гораздо ярче вырисовывает картину этой великолепной вселенной, хотя и слишком излишне растянутой на такие большущие расстояния между животворящими планетами....

26
HAHOXAM101 · 20-06-2016

Shakirov:
"...Потом, магнитное поле вихревое, "силовые линии" всегда замкнуты, они не могут "уходить в бесконечность". Достаточно посмотреть на "излияние" солнечной плазмы по дугам силовых линий протуберанцев..."
- выдаете желаемое за действительное? Я вам приведу две цитаты, которые говорят о том, что в этом вопросе (о "замкнутости линий") есть, как минимум, неопределенность:
"Пробкотрон с открытой конфигурацией поля обладает тем свойством, что концы силовых линий в нем не замкнуты и частицы, которые вследствие столкновений попадают в конус потерь, выходят из магнитной ловушки" (Н.Кролл, А.Трайвелпис. Основы ФИЗИКИ ПЛАЗМЫ. Перевод с английского кандидатов физ.-мат. наук Л. А. БОЛЬШОВА и Ю. А. ДРЕЙЗИНА, Под редакцией доктора физ.-мат. наук, профессора А. М. ДЫХНЕ, ИЗДАТЕЛЬСТВО «МИР», 1975.);
"...силовые линии магнитного поля либо идут из бесконечности в бесконечность, либо замкнуты (Обращаем особое внимание читателя на неполноту такой классификации — есть еще третья возможность, о которой большинство учебников просто забывает)"; - c.204, "Кингсеп А. С., Локшин Г. Р., Ольхов О. А. Основы физики. Курс общей физики: Учебн. В 2 т. Т. 1. Механика, электричество и магнетизм, колебания и волны, волновая оптика / Под ред. А.С. Кингсепа. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001, - 560 с. — ISBN 5-9221-0164-1 (Т. 1).
Есть и другая литература, но там уже много крайне глобоких абстракций, лишних для этого ресурса.
Разность в годах этих изданий говорит о том, что и в настоящее время геометрия, равно как и физика, силовых линий не изучена в полном объеме. Поэтому мои утверждения ничему не противоречат. Ваши же безапелляционные доводы на чем основаны? На наблюдениях за протуберанцами на Солнце? На котором, кроме магнитных полей, масса сложнейших газодинамических процессов и прочей физики? Честно ли такие примеры приводить? По-моему, это есть ваши софистские уловки, вызывающие сомнения и своей безапелляционностью и надменностью. Я вам точно говорю - посмотреть на "излияние" солнечной плазмы" явно не достаточно.
Используя в своих постах много научной (или наукообразной?) терминологии и абревиатур, вы бы потрудились их расшифровывать. А также, если вы используете не гипотезы, а якобы установленные факты, - неплохо бы ссылаться на источник этих знаний. Удачи в поиске истины.
Я по теме всё сказал.

27
Leonid3190 · 20-06-2016

"..если вы используете не гипотезы, а якобы установленные факты, - неплохо бы ссылаться на источник этих знаний.." (с)HAHOXAM
Особенно придерживаться этого надо в своих собственных высказываниях, например:
".. Опытным путем доказано, что поле перемещается в пространстве и оказывает давление на препятствия; следовательно, ОНО ОБЛАДАЕТ МАССОЙ, импульсом и энергией.." -- ой как интересно!
Стало быть фотон обладает массой 8-)

28
HAHOXAM101 · 20-06-2016

Leonid3
"..ОНО ОБЛАДАЕТ МАССОЙ, импульсом и энергией.." -- ой как интересно! Стало быть фотон обладает массой 8-)
- хотя я писал не про фотон, не про ВТП, ЗЧ, ТР и не про УТС, но если интересно - читайте:
"Поле обладает энергией и дает вклад в массу как элементарной частицы, так и тела, в состав которого последняя входит. При этом связь микрочастиц образуется потому, что «полевая» часть энергии и массы частиц при образовании устойчивой системы уменьшается. На уровне элементарных частиц вклад в энергию и массу вносят кванты поля, передающие взаимодействие. В стационарных случаях эти кванты называются виртуальными. Например, электромагнитное поле электрона — это окружающее его (весьма разреженное) облако виртуальных фотонов; «сильное» поле нуклона образовано плотным облаком р-мезонов и т. д. При образовании устойчивых систем часть виртуальных квантов переходит в реальные частицы или кинетическую энергию частиц, т. е. масса частиц, вступающих в связь, уменьшается, а энергия покоя системы переходит в другие формы или к другим (образовавшимся) частицам. Но ответить в настоящее время на вопрос, каково соотношение между массой «голой» частицы и массой ее «шубы» — облака виртуальных квантов, не представляется возможным" Мултановский В. В. Курс теоретической физики: Классическая механика. Основы специальной теории относительности. Релятивистская механика: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов.— М.: Просвещение, 1988.—304 с: ил. ISBN 5-09-000625-3
«…теория Максвелла приводила к заключению, что полю присущи важнейшие динамические свойства, которые в случае вещества характеризуются понятиями энергии и импульса. Отсюда по логике вещей нетрудно было прийти к заключению, что поле должно обладать и массой, которая в этом случае выступала как мера его инертных свойств. О том, что поле обладает инертностью, говорили некоторые электромагнитные явления, в частности открытое Фарадеем явление электромагнитной индукции. Полное же обоснование этого факта связано прежде всего с трудами выдающегося ученого Дж. Дж. Томсона. В 1881 г. он делает существенный шаг в развитии теории поля и в обосновании его материальной природы, введя понятие об электромагнитной массе... <> Электромагнитное поле, являясь формой материи, должно было также обладать, помимо инертных, еще и гравитационными свойствами. Наличие последних, как было показано А. Эйнштейном в 1916 г., приводит к эффекту искривления светового луча в гравитационных полях с большой напряжённостью. В частности, Эйнштейн предсказал величину эффекта искривления при прохождении светового луча вблизи Солнца. Луч света от звезды, проходящий вблизи Солнца, должен притягиваться последним и вследствие этого его траектория должна казаться несколько вогнутой относительно Солнца» (Я.М. ГЕЛЬФЕР.ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ. ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА 1967).
"Подобно веществу электромагнитное поле обладает энергией, массой, количеством движения (импульсом) и моментом количества движения, т.е. теми универсальными свойствами материи, которые подчиняются всеобщим законам сохранения и обусловлены несотворимостью и неуничтожимостью материи и ее движения. Электромагнитное поле в макроскопическом масштабе наблюдения характеризуется непрерывностью его распределения в пространстве. С течением времени происходит распространение поля в пространстве. Распространяющееся электромагнитное поле называют электромагнитной волной". ("Министерство образования Российской Федерации. Малков Н.А., Барышев Г.А. Основы технической электродинамики: Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. – 128 с. ISBN 5-8265-0235-5).
«Электромагнитное поле может самостоятельно существовать в виде электромагнитных волн в вакууме. Это свидетельствует о том, что поле, являясь формой материи, может существовать при отсутствии другой формы материи — вещества. Наряду с этим, электромагнитное поле обладает такими характеристиками, которые присущи веществу, а именно: энергией, массой и количеством движения. Масса электромагнитного поля в единице объема определяется как частное от деления энергии ноля в единице объема на квадрат скорости распространения электромагнитной волы в вакууме, равной скорости света. Количество движения электромагнитного поля, отнесенное к единице объема, равно произведению массы поля в единице объема на скорость распространения электромагнитной волны в вакууме. При распространении электромагнитного поля одновременно с движением потока электромагнитной энергии происходит перемещение массы поля и количества движения. Масса электромагнитного поля, заключенная в единице объема, несоизмеримо мала по сравнению с массой (плотностью) всех известных веществ. Даже при максимально достижимых в настоящее время значениях напряженностей электрического и магнитного полей масса поля в единице объема оказывается равной 10-16 ...10-18 кг/м3. Тем не менее, наличие массы поля имеет принципиальное значение, поскольку в этом отражена известная инерционность процессов в электромагнитном поле…» (Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электромагнитное поле: Учебник. — 10-е изд., стереотипное. — М.: Гардарики, 2003. — 317с: ил. ISBN 5-8297-0158-8 (в пер.)) .
"Электромагнитное поле обладает энергией, массой и количеством движения, т.е. такими же атрибутами, что и вещество." (Бессонов, Л. А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи: учебник / Л. А. Бессонов. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2007. — 701 с. : ил. ISBN 5-8297-0159-6 (в пер.) ).
«…деление всей материи на две основные формы — поле и вещество — можно четко провести лишь при общем макроскопическом понимании материи. Здесь под веществом понимается нечто такое, что обладает массой покоя, значительной непроницаемостью, может двигаться с любыми скоростями в пределах от нуля до скоростей, близких к скорости света, тогда как поля не обладают всеми этими свойствами и подчиняются принципу суперпозиции. Но если мы перейдем от общего макроскопического взгляда на мир к исследованию микроструктуры самого вещества, то наше прежнее деление всей материи на поле и вещество уже не будет казаться столь очевидным, а, напротив, встретится с значительными трудностями. Вещество состоит из атомов и молекул, которые не примыкают вплотную друг к другу, а разделены значительными по сравнению с их собственными размерами расстояниями. Это пространство нельзя считать абсолютной пустотой: оно занято полями. Еще более разительную картину представляют сами атомы. Линейные размеры атомов водорода составляют примерно 10-8см, тогда как размеры ядра атома водорода — протона — порядка 10-14 см, то есть в миллион раз меньше. На долю атомных ядер и электронов в атоме приходится примерно 10-14 всего объема, и если бы удалось сжать все вещество 100 000 000 т воды до плотности атомных ядер, то его объем составил бы 1 см3. Таким образом, почти все пространство «вещества» занято различными полями, переносящими взаимодействия между частицами.» (С.Т. Мелюхин.Проблема конечного и бесконечного ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1 9 5 8, Книга молодого ленинградского философа С. Т. Мелюхина).

Достаточно, полагаю, для начала…


29
Shakirov107 · 20-06-2016

HAHOXAM6. <По-моему, это есть ваши софистские уловки, вызывающие сомнения и своей безапелляционностью и надменностью. Я вам точно говорю - посмотреть на "излияние" солнечной плазмы" явно не достаточно.>
Да не волнуйтесь Вы так сильно, уважаемый! Если реальные наблюдения, - софистские уловки, а цитирование классических представлений - надменность, тогда Вы правы.
Про Ваши пробкотроны: все "ловушки" (магнитные), начиная от "палок Иоффе" - "протекают. Причина как раз в том, что магнитные силовые линии замкнуты (на себя; они, к сожалению, не могут "заткнуть" дырку "утечки" плазмы) и нигде не пересекаются. Таковы их установленные (не мной) свойства, спасибо Фарадею за "силовые линии".
ПС. Ваш пространный "ликбез" дает мало нового. Хорошо бы для "перца" рассмотреть, или хотя бы попытаться, состояние ЭМ-волны (электромагнитной волны) в виде солитона. Может, найдете что-то новое в специальной литературе. Явление уединенной, нерасплывающейся, "остановившейся" электромагнитной волны (стоячей?) предмет, я считаю, достойный изучения. Информированность на каком-то уровне - это хорошо, лучше всё-таки поразмыслить самому.

30
Leonid3190 · 20-06-2016

".. Масса электромагнитного поля в единице объема определяется как...."
Без сомнения, определить можно что угодно, например протон определить, как поле с частотой равной его массе умноженной на квадрат скорости света и делённой на постоянную Планка (~3.6*10^22), а некоего HAHOXAM-а массой 60 кг по тому же принципу как поле с частотой ~7.74*10^77 Гц :-)
Кроме того в каждом кубометре пространства находится полмиллиарда реликтовых фотонов, массу которых можно определить как 1.1*10^-30 кг, бедные астрономы ищут тёмную материю, она-то у них под носом и в количествах бОльших в миллиард миллиардов раз, чем им нужно :-)
Что касается плотности атомных ядер, то её еще Резерфорд определил в своих замечательных опытах и к 1958 году этими цифрами удивить можно было лишь учащихся средних классов, да и то не всех.
Ну а уж списывать инерционность электромагнитных процессов на МАССУ и её инерцию -- слов нет, одна нецензурщина, на таком уровне первоклассникам аналогию представить, а не выдавать за истину в последней инстанции :-)
Уважаемый HAHOXAM, ни разу меня не впечатлили не менее уважаемые Авторы, на которых вы ссылаетесь, уж лучше я перечитаю комментарии коллеги nazar2.

31
HAHOXAM101 · 21-06-2016

"уж лучше я перечитаю комментарии коллеги nazar2"
- туда вам и дорога. Не возвращайтесь.

32
Daurenalaxy102 · 24-06-2016

Предположительно ЧД это шар вращающися на большой скорсти и значит у него есть ось. Там где ось оттуда могут выйти лучи как струя. На оси скорости будет меньше чем на экваторе и энергий для сдерживания этих лучей будет минимальной

33
HAHOXAM101 · 24-06-2016

А может и не шар, а может это облако, а может не оно.. Важно же какие свойства этого объекта мы достоверно наблюдаем сейчас.

34
Daurenalaxy102 · 25-06-2016

Еще одно предположение о времени рядом с ЧД. Там время и пространство сжимается как губка и чтановится плотнее а значит что время там летит быстрее чем за ЧДой. И получается что время может там копит энергию для выброса джета. Это всего лишь догадка)) хотя самому смешно так предпологать

35
HAHOXAM101 · 25-06-2016

Ну да, так и пишут тут - шоб поржать..

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!