Эксперты ЕКА назвали причину, вызвавшую аварию спускаемого модуля «Скиапарелли»

AstroNews.ru - 24 Мая 2017 19:39:35

Расследование, проводимое инженерами и экспертами ЕКА по поводу выяснения причин, повлекших крушение спускаемого аппарата «Скиапарелли» на Марсе завершены. В результате, был сделан вывод, что виновником аварии была вовсе не аппаратура, а программная часть. Миссия спускаемого модуля «Скиапарелли» практически подходила к концу, вот-вот должно было быть решено поставленное перед ним задание, после которого он должен был приземлиться на Марс в заранее запланированной точке. Но все пошло совсем иначе.

В конце 2016 года, в рамках совместной российско-европейской программы «ЭкзоМарс-TGO» на стабильную Марсианскую орбиту должен был быть выведен зонд TGO (Trace Gas Orbiter), а в месте расположения плато Меридиан, что у экватора на поверхности красной планеты, должен был сесть демонстрационный посадочный модуль «Скиапарелли». Однако, вторая критически важная задача была провалена - парашюты с космического зонда были сброшены, а двигатели отключились практически в 4 километрах над самой поверхностью, аппарат рухнул и разбился.

Изначально в этой аварии стали «винить» устройство IMU (Inertial measurement unit), так называемый «измеритель инерции». Предполагалось, что в его работе произошел сбой, когда он должен был контролировать с какой скоростью вращается модуль вокруг своей оси. А программа, которая опиралась в своем алгоритме на данные с этих датчиков неверно «поняла» переданные замеры и с «удивлением» решила, что зонд оказался под поверхностью Марса, а не над ней, поэтому главной ОС «Скиапарелли» скомандовали произвести сброс парашютов и отключение двигателей.

Грубо говоря, в программном обеспечении спускаемого аппарата не было учтено то, что может появиться ошибка в виде «отрицательной» высоты, выдаваемой устройством IMU и неправильных показателей высотомера зонда. Поэтому ПО не посчитало нужным перепроверить эту противоречивость данных, выданных с разных датчиков.

В отчете специалистов ЕКА говорится, что неверные данные с устройства IMU - это проблема не аппаратного характера. При появлении подобных аномалий, «зачисткой» должны заниматься специальные алгоритмы предназначенные для обработки данных. Однако, сначала они требуют конкретной настройки на ту «среду», где будут проходить работы по измерению инерции. Эксперты констатировали некорректность данной настройки, по итогу и результаты, которые непростительно и чересчур продолжительное время выдавались некорректные.

Из-за ошибочной настройки были неправильно представлены варианты поведения парашютов «Скиапарелли», если во время их раскрытия в условиях атмосферы Марса будут сильные порывистые ветры, или в случае если купол раскроется несимметрично, и при остальных неидеальных ситуациях. Одним словом, после раскрытия парашюта скорость вращения «Скиапарелли» была намного выше ожидаемой. Эту проблему специалисты ЕКА ликвидировали с помощью сотрудников NASA, которые просчитали все возможные сценарии при раскрытии парашютов.

Спросите, почему все это не протестировали еще на Земле? Виноватыми оказались нанятые агентством субподрядчики, они не выполнили эту работу. В отчете четко обозначено, что продолжительность того времени, сколько датчик IMU может выдавать неверные значения, никто не замерил и по умолчанию выставили его на 15 миллисекунд. По словам экспертов ЕКА это «фундаментальная причина» аварии на Марсе.

И напоследок, самым интересным оказалось то, что посадка модуля могла пройти успешно, если бы ОС «Скиапарелли» подключила в работу радары и другие приборы, которые могут определить положение лендера, ориентируясь на две оси в режиме ЧП, и не стала бы отключать двигатели спустя 3 секунд работы.

Способы решения всех этих уже известных проблем будут учитываться в процессе разработки посадочной платформы НПО им.Лавочкина. После аварии «Скиапарелли», проанализированные причины этой неудачи позволят применить полученные технологии и данные для марсохода «Пастер».

Читать в полной версии на AstroNews.ru

AstroNews.ru, 2001-2024