Дефектовка двигателей для РН «Протон-М» будет проводиться по новой методике ОИЯИ
AstroNews.ru - 29 Июня 2017 14:33:02
В интервью с Дмитрием Пановым - генеральным директором ФГУП «НПО «Техномаш», являющегося головным предприятием госкорпорации «Роскосмос» по реализации Федеральной космической программы России в области новых технологий на 2016-2025 года, он рассказал о новой уникальной методике нейтронной активации, которая позволит не разбирая двигатели, устанавливаемые на ракеты-носители «Протон-М», выявлять скрытые в них, возможно имеющиеся, дефекты.
Последнее, что было известно, на «Воронежский Механический Завод» (ВМЗ) ранее уже была отозвана 71 единица бракованных двигателей типа РД-0210/0211 и РД-0213/0214, в результате чего старты ракеты-носителя «Протон-М» прекратились ровным счетом на год. И 8 июня текущего года, после длительного перерыва, состоялся ее первый запуск.
Разработкой плана действий для устранения допущенных дефектов и предотвращения возникновения их в будущем активно занималась комиссия, в которой так же принимали участие специалисты «Техномаша». Важнейшим направлением их работы был поиск приемлемой методики, с помощью которой можно было бы определить имеющуюся в наличии неверную марку припоя.
Из числа семи методик по контролю, апробируемых совместным трудом МГУ им. Ломоносова, ИФТП предприятия «Росатом» и ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований), работу с образцами и макетам которых они проводили, перспективные результаты показали экспериментальные исследования последнего из «участников» - решение поставленной задачи по методике нейтронной активации. Как сказал Дмитрий Панов, работы в этом направлении уже движутся к завершению, и в скором времени мы получим конкретный ответ, получится ли выявлять имеющиеся дефекты в двигателях не разбирая их.
Запуски ракет-носителей «Протон-М» было решено прекратить после случая с преждевременным отключением двигателей ее второй ступени, когда на орбиту выводился спутник «Intelsat-31» 9 июня в 2016 году. Избежать губительные последствия и все-таки доставить космический аппарат на орбиту «посчастливилось» за счет оперативно проведенного вмешательства в работу программы разгонного блока «Бриз-М» и третьей ступени. Только после произошедшего инцидента, по оценке экспертной комиссии «Роскосмоса», было сделано заключение о действительно имеющихся, допущенных во время сборки двигателей на ВМЗ, дефектах. Причиной аварии послужила пайка отдельных компонентов с использованием припоя, не соответствовавшего техническим требованиям.