новости космоса
10151 22
04 июля 2017 18:34:20

Новые снимки показали как сверхмассивная черная дыра «подавилась» материей

В центральной части практически каждой галактики наблюдается присутствие сверхмассивных черных дыр. Главным образом они отличаются от черных дыр, возникших в результате звездного коллапса, своей массой, которая в несколько миллионов раз превышает массу Солнца. В процессе периодического поглощения ими звезд, газа и других небесных тел, часть от захваченной материи, они выбрасывают в космос пучками раскаленной плазмы, иными словами – джетами, скорость движения которых достигает околосветовой.

По мнению современных астрономов, эти выбросы происходят из-за неспособности черных дыр «лакомиться» материей в несчитанных количествах. Данный предел их «сытости» астрофизиками именуется пределом Эддингтона. Когда материя достигает его границ, начинается ее скапливание вокруг черной дыры в виде аккреционного диска, больше напоминающего раскаленный «бублик» из материи. Внутри такого «бублика» частицы материи, тесно трущиеся друг об друга, нагреваются до сверхвысокой температуры, и когда какая-то их часть приближается к границе между дырой и диском аккреции, та выбрасывает их в космос.

Хайден Рампадарат (Hayden Rampadarath) из университета Саутгемптона в Великобритании вместе со своими коллегами обнаружили яркий пример рождения аккреционного диска – «бублика», когда наблюдали за галактикой Водоворот в созвездии Гончих Псов и ее близлежащей соседкой-спутницей в Млечном Пути - галактикой NGC 5195.

Расстояние между этими двумя галактиками несколько лет тому назад стало рекордно небольшим, если судить по космическим меркам, примерно два миллиона световых лет. Именно за счет такого «близкого» соседства их притяжение повлияло на миграцию и зарождение звезд внутри них, в том числе иначе себя стали вести и находящиеся в центре сверхмассивные черные дыры.

С помощью европейской радиотелескопической сети VLBI (Very Long Baseline Interferometry), в которой объединена мощность сразу нескольких десятков обсерваторий, «разбросанных» по всей Земле и, образовавших единую виртуальную «радиоантенну» соразмерную целой планете, а так же с помощью телескопов «Хаббл» и «Чандра», ученым удалось запечатлеть на сверхчетких снимках центр галактики NGC 5195. Это первые из фотографий «новорожденного бублика» и мини-джетов, форма которых напоминает какие-то необычные закрученные структуры. Рампадарат объяснил, что изучив их, возможно, удастся объяснить, как происходит, что черная дыра начинается «давиться» поглощаемой ею материей.


(Добавил: AndromedO)

комментарии
1
Leonid3190 · 04-07-2017

А позавчера расстояние между Млечным путём и его ближайшей соседкой Андромедой "стало рекордно небольшим, если судить по космическим меркам, примерно два миллиона световых лет"! А между Млечным путём и Магеллановыми облаками стало и вовсе всего-то 160 тысяч световых лет :-)
Ну и как после этого читать "эти выбросы происходят из-за неспособности черных дыр «лакомиться» материей в несчитанных количествах". Да не чёрная дыра "неспособна" принять сразу много материала, а наоборот, материал, падающий по орбите в аккреционном диске не может без трения, нагрева и излучения энергии замедлиться и лишь затем упасть в дыру.
Перевернули ребята причину и следствие :-)

2
Dafh130 · 04-07-2017

Leonid3 Ну так, ребята это, исходя из теории относительности, наверное..

3
nazar24 · 04-07-2017

//обнаружили яркий пример рождения аккреционного диска – «бублика»//
Если на самом деле такие процессы произошли в этой ъгалактике с такой интенсивности, тогда живущим в этой ъгалактике инопланетянам, завидовать или сочувствовать???

4
Mexaniko100 · 04-07-2017

Завидовать однозначно!
Они соберут энергию джетов и свернут пространство в "бублик".
{Ежели они кочечно из техчто Галактическая цивилизация}

5
paragonn2298 · 04-07-2017

Ошибка в тексте. Не 2 миллиона световых лет, а 200 тысяч световых лет, или 20 тысяч. Я оригинала статьи не видел, но 2 миллиона это очень далеко.
Название статьи видимо попытка объяснить сложное явление сверхкритической аккреции "простыми словами". Видимо считают, что мы абсолютные лошары в астрономии и нам надо объяснять на уровне детского сада, что кто-то кого-то пытался съесть и подавился.

6
Astrostarost58 · 05-07-2017

Парагонн, "мы" не сомненно лошары, потому что нам вешают лапшу на уши, а "мы" во все в это верим.
Вот пусть объяснят мне простую вещь: как материя упавшая на аккреционный диск, грубо говоря на его экватор, сваливается к полюсам, и оттуда со световой скоростью выплёвывется Чёрной дырой в пространство? Ну да, своего рода гравитационный маневр получается, понимаем. Но что-то я не наблюдал фотокартинок, где это изображено, т.е. сваливание падающей материи вокруг ЧД к её полюсам, из которых потом и выплёвываются джеты. Может кто-нибудь и видел такую космическую юлу? Было бы любопытно взглянуть на неё.
По логике, упавшая материя на аккреционный диск, могла бы из-за центробежной силы улетать в космос, но это ведь не происходит.
И потом, ещё один вопросик. Ну даже если это и так, то соотнесите падающее вещество, всякие там случайно и не регулярно падающие и сожратые звёзды с планетами и газом, и стабильно мощный, весьма многомассивный джет, или там два их с разных полюсов? Ну как, сходятся там цыфири не регулярно перемещаемого вещества от зазевавшихся звёзд и стабильной джетовой струёй?
Ну и ещё один вопросик по этим испражнениям Сверхмассивных Чёрных Дыр. А почему собственно говоря, вещество выбрасывается именно джетами, остронаправленной струёй от падающего вещества на аккреционный диск? Если к примеру звезда шлёпнулась на аккреционный диск, то в силу того же гравитационного маневра, часть ей по крайней мере должна была бы вылететь пораньше, чем свалится к полюсу ЧД, рамазавшись по сфере. Но этого опять таки не наблюдается? Почему?
В общем, пока эта лапша на уши с недожратым веществом падающего на СМЧД, и выплёвываемого с полюсов не будет подвергнута сомнению самими же учООными, ну типа очередного Эйнштейна, пипл так и будет хавать эту наукохрень.

7
dengess1-6 · 05-07-2017

Астронавт, недавно здесь была статья о вылетевших звёздах под влиянием ЦЧД. Так что бывпет и так. Но если звезда слишком близко подлетит к аккреуионному диску, то её разорвет хотябы из-за временнЫх искажений. Рядом с ЧД время замедляется.

8
dengess1-6 · 05-07-2017

Парагон, 2 млн. с. л. это по меж галактическим меркам очень мало. Это примерно расстаяние до Адромеды, ближайшей к нам галактике. Не считая конечно микрогалактик-спутников вокруг МП. Сам Млечный Путь занимает примерно 100 тыс. с. л. Это видиая часть, без учёта ТМ.
Так что мы и есть, выражаясь вашим языком "лошары", если считаем, что 2 млн. с. л. это очень далеко.

9
nick_s110 · 05-07-2017

Astrostarost: Так все просто - СМЧД представляет собой бублик )

10
Astrostarost58 · 05-07-2017

Ну если СМЧД бублик, то откуда из его дырки, по сути пустоты, берётся джет?
По буликам и торам у нас тут специалист Гришин, он просто ас и знает всё про это, вместе с этим, как его, ПлутАнкаррэ, но у меня вопросище об этих джетах и аккреционном диске. Муть официозная, да и только.

11
dilettant171 · 05-07-2017

Где тов. Гришин?! Это же его тема! Астростароста, зовите тов. Гришина, он Вам объяснит.

12
itatel117 · 05-07-2017

Могли бы и рентген на видимое изображение наложить

13
dilettant171 · 05-07-2017

Как утверждает Векипедия, диаметр галактики Водоворот ~100 тысяч светолет, фото "натуральное", расстояние между галактиками "примкинуть" на глазок довольно точно и это будет никак не 2 млн светолет.

Очень обидно, что при перепечатывании новости (парагон22, похоже "первоисточник" - это наш любимый сайт) никто не обратил внимания на явный ляп:
"Хайден Рампадарат (Hayden Rampadarath) из университета Саутгемптона в Великобритании вместе со своими коллегами обнаружили яркий пример рождения аккреционного диска – «бублика», когда наблюдали за галактикой Водоворот в созвездии Гончих Псов и ее близлежащей соседкой-спутницей в Млечном Пути - галактикой NGC 5195."
Какая соседка-спутница в Млечном Пути?! До галактики Водоворот 25 плюс-минус 4 млн светолет (по утверждению всё той же Википедии), хотя, если принять во внимание, что это "британские учОные", тогда всё становится на свои места. ;-)

14
Гришин_С_Г158 · 05-07-2017

Исходя из моих представлений о СМЧД как о временном свойстве
входного конца вихревой трубки (дырки от бублика) в центре
галактики, аккреционный диск - суть видимая проекция стенки
трубки (дырки от бублика) на картинную плоскость. Образование
же джетов (в виде прямолинейных, узких Длинных, околосветовых
потоков) связано, в моём представлении с ситуацией,
возникающей на ВЫХОДЕ из вихревой трубки (дырки от бублика)
центра галактики. Джет у меня направлен в сторону от выхода
из вихревой трубки к входу в неё.
Существование же диска в центре галактики кажется мне
невозможной структурной роскошью для космического объекта
такого масштаба. Достаточно одних загадочных баров,
природу которых никто не может объяснить. И потому все
про них молчат в тряпочку, как будто их и нет вовсе.

15
dengess1-6 · 05-07-2017

Водоворот и её спутница NGC 5195. Зачем "в МП" написали? Скорей всего переводчик характер показал. Скомпрометировали настоящих учЁных.

16
dilettant171 · 05-07-2017

Дим, переводчик чего? Пробовал найти оригинал, нет НИЧЕГО! Ссылки только на Астроньюс, где, когда публиковалась работа?
Ляп на ляпе, да ещё и упоминание о британских учёных...
"Пипл хавает!", пипл уже начал уставать хавать подобную псевдонаучную чушь!

17
paragonn2298 · 05-07-2017

Парагон, 2 млн. с. л. это по меж галактическим меркам очень мало.
______________________________________________________
Ерунду говорите. Может приведёте примеры, где расстояние между взаимодействующими галактиками составляет 2 миллиона световых лет. Для примера: Секстет Сейферта, состоящий из четырёх или пяти галактик, помещается в объём равный 100 000 световым годам, сопоставимым с размерами нашей Галактики.

18
paragonn2298 · 05-07-2017

Astrostarost, я с вами согласен. Чёрные дыры не могут разрывать звёзды. Если они есть на самом деле, в чём я сильно сомневаюсь, то они "питаются" не звёздами, а газом.
Далее. Материя не движется к полюсам, а падает в чёрную дыру. Из полюсов выбрасывается только излучение и лёгкие электроны, движущиеся в магнитном поле. Большая часть аккреционного диска рассевается в окружающее пространство из-за центробежной силы.

19
Starlight107 · 05-07-2017

"Новые снимки показали как сверхмассивная чёрная дыра "подавилась" материей"
- Будь здорова! (нанося мощный шлепок по спине)

20
Starlight107 · 05-07-2017

Astrostarost, совершенно согласен с Вашим первым комментарием, у самого есть таких сомнений. Да и стиль речи просто огонь. Держите "+"

21
dengess1-6 · 06-07-2017

Парагон: "Ерунду говорите. Может приведёте примеры, где расстояние между взаимодействующими галактиками составляет 2 миллиона световых лет."
Это у вас ерунда! 2 млн. с. л по межгалактическим меркам дейстаительно не много.
Примеры про взаимодействия галактик приводить не буду, т. к. я ничего такого не утверждал.

22
paragonn2298 · 06-07-2017

dengess, всё относительно. Для вас 2 млн св лет мало, для меня - очень много. Тут смотря какие процессы рассматривать.

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2024. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!