новости космоса
6375 14
05 мая 2017 07:16:48

Падение древнего метеорита вызвало продолжительные извержения вулканов на Земле

Метеориты, бомбардировавшие поверхность Земли, могли отвечать не только за формирование кратеров – они могли также стимулировать вулканическую активность, которая оказала большое влияние на поверхность нашей планеты и климат на ней. Эти находки были сделаны командой геохимиков из Тринити-колледжа (Дублин, Ирландия), которая открыла, что падения крупных метеоритов на поверхность нашей планеты сопровождались мощными, продолжительными и взрывными вулканическими извержениями.

В своей работе команда изучала породы, наполняющие один из крупнейших сохранившихся ударных кратеров на нашей планете, расположенный в г. Сабери, Канада. Метеорит, отвечающий за формирование этой воронки, врезался в поверхность нашей планеты 1,85 миллиарда лет назад.

Ключевой находкой этого исследования стало обнаружение того факта, что состав материала, наполняющего этот кратер, со временем менялся. Сразу после столкновения вулканизм был непосредственно связан с плавлением коры Земли. Однако со временем вулканическая активность стала поддерживаться уже за счет магмы, поступающей к поверхности из более глубоких слоев Земли.

Профессор геологии и минералогии из Колледжа Тринити Бальц Кэмбер (Balz Kamber) сказал: «Это очень важные находки, поскольку это означает, что источник магмы для вулканов менялся с течением времени. Значение этого открытия состоит в том, что крупные столкновения астероидов с ранней Землей могли оказывать на нашу планету намного большее влияние, чем считалось прежде».

Исследование вышло в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.


(Добавил: Hot Temp)

комментарии
1
Reynkarnfil0 · 05-05-2017

Ну может быть в те древние времена, кора Земли была более тонкая, а этот метеорюга пробил дырку до магмы, вот она и вытекала через неё, пока там всё не затянулось.

2
geolux96 · 05-05-2017

Садбери - наименее подходящая структура для того, чтобы доказывать такие вещи, как в статье - "астероид пробил земную кору, начался вулканизм, и т.д., и т.п.
Происхождение этой геологической структуры вызывало споры с самого её открытия, вызывает и сейчас. Хотя бы из-за наличия здесь крупнейших месторождений урана и прочего.
Во-первых, эта структура - не круглый кратер, а удлинённый овал (иногда называвшися даже "долина").
Во-вторых, это старая структура (считается, что её возраст 1,85 млрд. лет), очень сильно изменённая за это время геологическими процессами.
В третьих, она заложена на континентальной коре мощностью в десятки км., и пробить такую кору насквозь астероид диам. 10км. никак не мог.
В четвёртых, вулканические процессы здесь начались задолго до падения этого астероида, если оно было, и продолжались и потом. И вулканические структуры (кальдеры и др.), образующиеся при длительно продолжавшемся вулканизме, легко принять за астероидные.
В пятых, в коре и мантии нет сплошного слоя расплавленного вещества, что доказано; есть линзы и очаги расплавов. Попасть в них случайно - вероятность мала; вызвать продолжительные извержения - невозможно, потому что это не "моря и озёра"магмы, а сравнительно небольшие очаги расплава в трещинах и пустотах пород.
Ну, и во шестых - нет ни одного доказанного примера, когда падение крупного астероида на Землю вызывает появление, образование количества расплава, достаточное для начала масштабного вулканизма; всё это лишь предположения.
По аналогии с Садбери можно вспомнить наш Попигайский кратер, очень хорошо изученный геологически, и расположенный в сходной геологической обстановке. И диаметр предполагаемого астероида - тоже 10 км, и диаметр кратера более 100 км., но "моря расплава" нет и не было. Хотя образовалось месторождение алмазов.

3
Otzzi98 · 05-05-2017

geolux, четко и понятно. Вы книг не пробовали писать, например, популярных по геологии?

4
Petr_1 · 05-05-2017

geolux, в целом согласен. Но, замечу, что астероид в 10 км мог!!! принести достаточно энергии для разрушения коры в 30-50 км. Все зависит от скорости. А она, в свою очередь, зависит от параметров орбиты астероида. И рекордсмены по скорости относительно Земли могут иметь и 70 и 120 км/сек (такие, правда мелкие, камни наблюдались). А форма той долины... так все зависит от угла падения.И про линзы расплава! При высокоэнергетичных столкновениях переходной процесс создает "откат" давления в глубинных слоях. Чего (конечно только при моделировании) достаточно для быстрого (почти мгновенного) перехода в жидкую фазу многих видов горных пород.
Так что это могло быть с точки зрения разумно/не разумно, реально/нереально.
Было ли - другой вопрос. Нужны конкретные доказательства.

5
Reynkarnfil0 · 05-05-2017

Да, похоже моя дырявая версия не прошла... :(.

6
geolux96 · 05-05-2017

Petr_ , согласен с Вами. Может быть и так, и эдак; нужно системное изучение таких астроблем. Вот как Попигай (но там изучалось секретное месторождение уникальных алмазов, деньги выделялись). Или системное изучение площади Тунгусского явления (но там много лет старались учёные из комплексных Самодеятельных экспедиций, при минимальной поддержке государства).
Повышенное давление скорее препятствует плавлению пород: почти все породы мантии находятся в твёрдом состоянии, несмотря на высокие температуры и давления. И расплавы в больших количествах появляются в зонах, где мантийные давления резко снижаются (зоны спрединга, других крупных разрывов коры). Видимо, этим и объясняется весьма небольшой (относительно) объём импактных расплавов в действительно ударных кратерах.

7
dr_ovosek0 · 06-05-2017

Otzzi, присоединяюсь к вашему пожеланию, но с сожалением считаю необходимым заметить, что его реализация крайне маловероятна, так как бесплатно научные книжки не пишут.
А вот высокоскоростные и одновременно очень крупные метеориты весьма сомнительны. Практически все крупное в солнечной системе вращается в одну сторону.
Если я не прав, то пусть знающие товарищи меня поправят.

8
Reynkarnfil0 · 06-05-2017

"geolux, в целом согласен. .." Петро
"Petr_ , согласен с Вами." Геолюкс
Что, шарлатанская война окончена? Теперь добрейшие враги стали злейшими друзьями?
Чёт вспомнилась 7-я серия совдеповского мультика гонки с преследованием, где афторы в тайне решили подружить зубастого с ушастым, и реализовали это, но не надолго. Потому что сразу теряется интерес, все согласны, мир, любовь, жвачка.
Но судя по всему, исторически, шарлатанско-контурные стычки всё равно должны начаться по-новой, иначе чё тут делать то на сайте, дефектные новости обсуждать?

9
dr_ovosek0 · 06-05-2017

Reynkarnfil, если оба читали одни и те же книжки и они их убедили, то с утверждениями, почерпнутыми из них ни тот, ни другой спорить не станут. А вот когда речь заходит о теориях конденсации всего из газопылевого субстрата и противостоящей ей гипотезе порождения всего из сверхтвердых тел... тут в товарищах согласья нет,.. просто слов нету!

10
Peery_Maus69 · 06-05-2017

"Так лучше водку пить, чем воевать" (С)
- 150! Стописят - за "консенсус"! (на правах "робота" с Петровичем)

11
dr_ovosek0 · 06-05-2017

Peery_Maus, )))) за согласие "при полном непротивлении сторон"!
150 по-стариковски не потяну, но 50 сейчас пойду за это выпью!

12
Dafh88 · 06-05-2017

А чего тут удивляться? Просто geolux один из героев "его романа", то бишь Петра. И что интересно, Петр, рассказывая в своей книге про geolux, будет вынужден описать в подробностях и его гипотезу, то есть способствовать ознакомлению с ней других людей. У geolux двойная выгода можно сказать, и оба получают своё. Чёрный пиар тоже пиар.

13
Reynkarnfil0 · 07-05-2017

А интересно, Даф, в его романе будет такой герой, как Петро? Ведь он сам то тоже является участником событий. А то что он будет описывать гипотезу Геолюкса в подробностях, как сильно сомневаюсь, его интересуют фрики, да и то лишь в первый момент. Потом он к ним охладевает, и ему уже хочется нового "материала". Этим в частности, очевидно и объясняется это "перемирие". Да тот же Дехканин ему надоел, хотя он так его до конца и не понял. Это банальное свойство умища, "скакать" поверхностно, но не проникать в суть. Вот потому он и скачет, собирает всё новых и новых фриков, болтаясь вокруг да около сути, но не улавливая её как таковую.

14
dr_ovosek0 · 07-05-2017

Reynkarnfil, дехканина при всем желании не раскусишь -- он нечто навроде темной психической материи, а, может, даже и подобен темной психической энергии, порождающей темную психическую материю.
В общем, как в "Чапаеве"... цитату, надеюсь, все помнят?

написать комментарий наверх
Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться, а затем войти на сайт используя свой логин и пароль.

Если Вы уже зарегистрировались, но забыли пароль - воспользуйтесь нашим разделом восстановления пароля.

© 2002-2021. Все права защищены. AstroNews.ru | Перепечатка любых материалов сайта без разрешения редакции запрещена!